Попался в запрещенной сети пост историка моды Александра Васильева, поделившегося фотографиями Елены Щаповой, с которой он дружит много лет.
Урождённая Козлова, в прошлом - Щапова, а ныне графиня ди Карли, бывшая советская манекенщица Дома моделей в эпоху Зайцева и Збарской. Она была первой женой и музой писателя Эдуарда Лимонова.
Про Елену я ничего не знала, но коротенький пост Васильева меня заинтересовал, поэтому я решила поискать о ней информацию. Теперь делюсь этой информацией с вами.
Елена Щапова — фигура, которую невозможно вместить в рамки одного определения. Она была символом московского бомонда, музой писателей, манекенщицей, поэтом и настоящей аристократкой духа. История её жизни — это калейдоскоп любви, искусства, свободы и драм.
Леночка Козлик
Щапова, урожденная Козлова, или просто Козлик, как ласково называли её друзья, женщина из той эпохи, когда красота была дана женщине от природы, а не от пластического хирурга. Она с юности выделялась особой манерностью и утончённостью. В конце 1960-х Москва знала её как «леди-девочку в шляпе», невинную распутницу, которая с лёгкостью могла очаровать и мужчин, и женщин. Она была поэтом, но не только стихов — поэтом жизни, создавая вокруг себя атмосферу загадочности и притягательности.
Елена Сергеевна трижды была замужем, и каждый брак был не просто историей любви, но целой вехой в её жизни. Именно её первый муж подарил ей фамилию, которая станет известной, а последний — титул, закрепивший за ней образ аристократки. Однако наиболее бурной и запоминающейся страницей её биографии стал союз с Эдуардом Лимоновым, человеком, который сделал её героиней своей прозы.
Семья Козловых
Леночка Козлик, родилась в 1950 году в семье, чья история сама по себе могла бы стать романом. Её отец, Сергей Сергеевич Козлов, был полковником МГБ, одного из изобретателей первых советских подслушивающих устройств. Его заслуги настолько тщательно скрывали, что биографию переписали ещё в юности: белогвардейские корни вычеркнули, заменив происхождение на рабоче-крестьянское.
Семья Козловых жила в подмосковном Томилино, где до революции им принадлежало три дома. После национализации остался лишь один, но местные жители продолжали относиться к маленькой Леночке как к «барышне»: целовали ей руки, мужчины снимали шапки при встрече. Эта атмосфера раннего благородства заложила в Елену ту самую «аристократическую тягу», о которой она будет говорить всю жизнь.
Сергей Сергеевич был человеком сдержанным, но его парадная форма часто спасала Леночку в самых трудных ситуациях. Он ходил на педсоветы, где дочь «прорабатывали» за дерзость, а однажды даже устроил её в больницу после подросткового эксцентричного поступка — Елена, начитавшись Сартра, попыталась вскрыть себе вены от тоски. Однако в семейных отношениях тепла было немного: Елена припоминала отцу не только строгость, но и то, как он хладнокровно отстреливал расплодившихся на даче кошек.
С юных лет Щапова вращалась в богемных кругах благодаря старшей сестре Ляле, которая вышла замуж за военного атташе Ливана и привозила из Бейрута наряды, поражавшие серую московскую публику. Уже школьницей Козлик стала манекенщицей в Общесоюзном Доме моделей одежды на Кузнецком Мосту, а затем погрузилась в мир московской «дольче виты».
Елена Козлова, 1964 год
Её окружали мужчины гораздо старше ее, такие как племянник Микояна, Иван, сын маршала Константин Тимошенко и Виктор Щапов (Шерешевский), художник, ухаживавший за Еленой по всем правилам старомодной галантности. Щапов стал её первым мужем и дал ей фамилию, с которой она войдёт в историю.
Жизнь с Виктором Щаповым
Квартира Щапова на Малой Грузинской была настоящим эпицентром культурной жизни: здесь собирались поэты, художники, актёры и криминальные типы. Елена была не просто хозяйкой этих встреч, но и музой своего мужа.
Елена и Виктор Щаповы, 1968
Щапов, несмотря на свою невзрачную внешность, был человеком обаятельным, остроумным и щедрым. Он баловал молодую жену: дарил бриллианты, возил на белом «Мерседесе» и угощал малиновым джином. Елена, ставшая его третьей женой, блистала: 44 килограмма на 176 сантиметров роста, шляпы от Christian Dior, длинный мундштук и врождённая элегантность.
Но за блеском скрывались и драмы. Виктор, занимавшийся торговлей иконами и рекламными проектами, невольно привёл в её жизнь Эдуарда Лимонова. Именно Щапов с отеческой заботой звал Лимонова на обеды, не подозревая, что этот харьковский поэт со временем станет главным любовным эпизодом жизни его жены.
Лимонов, приехавший из Харькова, был очарован Щаповой: её блеск, дерзость, элегантность и ум буквально сразили его. Их отношения начались, когда Виктор Щапов уехал в Польшу, оставив Елену одну.
Роман с Эдуардом Лимоновым: любовь и безумие
Кира Сапгир вспоминала, как Елена разрывалась между двумя мужчинами. Её выбор, однако, сделал случай: трижды выпавшая решка на монетке определила судьбу. В 1973 году она ушла от Щапова, а уже через год венчалась с Лимоновым.
Церемония была пышной, с хором Большого театра, но во время обряда невеста потеряла обручальное кольцо — предвестие бурных и непростых отношений.
Бард и художник Евгений Бачурин посвятил новоиспечённым молодожёнам шуточное стихотворение, а сам Лимонов гордился Еленой как трофеем, подтверждавшим его причастность к «элите». Щапова же замужеством подтвердила свою эксцентричность: её уход от состоятельного Щапова к «бедному панку» наделал много шума.
Однако отношения с Лимоновым не были простыми. Их первый визит в дом Бориса Мессерера закончился неловким инцидентом: смущённый Лимонов вылил кипяток на руку жены, а расцарапанное лицо стал итогом их ссоры уже на лестнице. Это был только первый эпизод из череды ревнивых и яростных сцен, которые сопровождали их союз.
Щапова оставалась верна своему вкусу к прекрасному и знаменитому. Лимонов устраивал ей встречи с легендами: мастерская Эрнста Неизвестного, поездки к Евгению Кропивницкому — всё это дополняло её коллекцию впечатлений. Но главным триумфом стала встреча с Лилей Брик, легендарной музой и «властительницей дум» Сергея Эйзенштейна и Владимира Маяковского.
Лимонов вспоминал, как Лиля восхищалась тонкими запястьями Щаповой, её аристократичной осанкой. Она даже пообещала подарить Елене браслет, но передумала, оставив только фотографию с надписью:
«Леночке и Эдику, не очень красивая Лиля».
Щапова — поэтесса и муза
Щапова начала писать стихи в семь лет, поражая родных своими литературными способностями. Её бабушка, старообрядка из купеческого рода Громовых, считала, что внучка списывает у Пушкина. Поэты Игорь Холин и Генрих Сапгир поддерживали Елену, восхищаясь её мистической и самостоятельной поэзией. Однако публикации в официальной прессе ей были недоступны.
Она придумала псевдоним «Елена Рок» и выпустила несколько самиздатовских сборников. Поддержка Лимонова позволила ей получить несколько заказов на детские книжки, однако серьёзных литературных успехов она не добилась.
Жизнь на мели
Щапова и Лимонов вели жизнь, полную эпатажа и финансовых трудностей. Когда денег не хватало, они устраивали эксцентричные фотосессии, продавали драгоценности и наряды Елены. Лимонов продолжал шить женские брюки, добавляя к ним иностранные бирки, что приносило некоторый доход.
Под прицелом КГБ
Сразу после свадьбы Лимонов оказался в поле зрения КГБ. Ему не прощали «неположенного» общения с западными дипломатами, в том числе с венесуэльским послом Регуло Бурелли, известным дружбой с советской культурной элитой. Лимонова вызывали на допросы, пугали уголовной статьёй за жизнь без прописки в Москве, а мать Елены и вовсе отказалась знакомиться с ним, не пришла на свадьбу и категорически запретила прописывать зятя.
Эдуард утверждал, что его поставили перед выбором: эмиграция или тюрьма. Он даже цитировал слова о «несговорчивости» — мол, он, как Галич, отказался «стучать». Но, как оказалось позже, вся ситуация сложилась из-за сестры Елены — Ляли, которая с мужем приехала на свадьбу. Именно из-за её связей с военной разведкой у молодой пары появились «уши» в виде уазика с аппаратурой для прослушивания.
Прощание с Союзом
Их эмиграция в 1975 году оказалась вынужденной. Щапова позже вспоминала:
«Я не собиралась уезжать из Союза, нас с Лимоновым просто вышвырнули, сочинив липовые приглашения в Израиль. В то время самиздат, встречи с послами, обеды с иностранцами не прощались никому. За нами даже установили слежку».
Но куража у Лимонова и Щаповой хватало даже под давлением КГБ. Вместе с ними в эмиграцию отправились писатель Юрий Мамлеев и художник Вагрич Бахчанян. Легально они выезжали по израильским визам, но планировали жить в Лондоне. С собой взяли 237 долларов, водку с икрой и даже монеты царской чеканки, которые можно было продать за границей.
Елена, уверенная в своей беззаботной жизни, набила чемодан вечерними платьями. Но даже в хаосе отъезда они сумели заручиться поддержкой «влиятельных» людей. Лиля Брик снабдила их рекомендательными письмами к Гала Дали, Луи Арагону и дочери Марка Шагала.
Эмиграция
Имя Лили Брик, воспетой музы Маяковского, оказалось ключом к новым знакомствам. Именно благодаря воспоминаниям и интересу к Лили их приняли в круг Алекса и Татьяны Либерман. Алекс Либерман, художник и главный редактор издательства Conde Nast (издававшего Vogue, Vanity Fair и другие культовые журналы), стал важным покровителем. Его жена, Татьяна Яковлева, бывшая возлюбленная Маяковского, не упускала случая спросить о Лиле Брик, даже спустя 45 лет после смерти поэта.
Познакомил Елену и Эдуарда с Либерманами Иосиф Бродский, который сам уже стал частью нью-йоркской элиты. Алекс и Татьяна жили в пентхаусе на Лексингтон-авеню, а молодожёны — в дешёвой гостинице на другом конце той же улицы. Этот контраст лишь подчёркивал хрупкость надежд, которые эмигранты возлагали на свою новую жизнь.
Модельный бизнес и упущенные возможности
Лиля Брик когда-то напророчила Щаповой блестящую карьеру в модельном бизнесе. Елена действительно устроилась в агентство Zoli, которое сотрудничало с такими звёздами, как Верушка, Джерри Холл и Джина Дэвис. Но на серьёзную карьеру её не хватило.
Щапова привлекала внимание, но успех всё время ускользал. Сальвадор Дали называл её «восхитительным скелетом» и обещал сделать своей моделью, но так и не позвонил. Её познакомили с культовым фотографом Ричардом Аведоном, но и это не принесло результатов. Даже Либерман, чьё слово могло открыть двери лучших журналов, промолчал.
Скорее всего, дело было не в невезении, а в том, что для Елены модельная карьера была лишь средством окружить себя роскошью и яркими людьми. Антураж мира моды её завораживал куда больше, чем сама работа.
Блеск и нищета Нью-Йорка
Первые месяцы в Нью-Йорке прошли на фоне стремительного расходования скромных сбережений и пособия для эмигрантов. Чёрная икра и вечерние платья, привезённые из Москвы, смотрелись нелепо на фоне повседневных проблем, с которыми сталкивалась молодая пара.
Щапова, привыкшая к вниманию и поклонению, не теряла надежды найти своё место в этом новом мире, но с каждым днём становилось очевиднее: прежняя лёгкость и статус, которыми она пользовалась в Москве, не работают в Нью-Йорке.
Жизнь Елены Щаповой в Нью-Йорке была насыщена огнями большого города, бурными вечеринками и обещаниями, которые не всегда сбывались. Днём она блистала на подиуме, а ночью растворялась в атмосфере закрытых клубов, среди шампанского, кокаина и случайных знакомств. Её окружали режиссёры, актрисы и звёзды богемного мира. Но, несмотря на яркий антураж, отношения с Лимоновым неизбежно шли к концу.
Раскол в браке
Елена и Эдуард принадлежали разным мирам. Её манила роскошь, свобода и светская жизнь, его — литературное самовыражение и борьба за собственное место под солнцем. Щапова любила нравиться, искренне наслаждалась вниманием мужчин и светских персонажей. Она считала себя выше «совковой провинциальности» Лимонова, с его нелепой ревностью, экстравагантными жабо и высокими каблуками.
Лимонов, напротив, видел в её образе жизни угрозу для их отношений. Он ревновал, следил за ней, устраивал сцены. Нож, броски в истерике, обвинения в разложении — всё это стало фоном их брака. Щапова в свою очередь не стеснялась ставить точку над «i»: «Ты устраиваешь мне допросы, как в КГБ».
Их роман был одновременно страстью и войной. Он обожал и ненавидел её, а она воспринимала его как часть своей жизни, но никогда не ставила выше свободы. Расставание привело к созданию одного из самых скандальных произведений советской эмиграции — романа «Это я — Эдичка».
Лимонов писал:
«Я любил её — бледное, тощее, малогрудое создание... за что? Она сволочь, стерва, эгоистка, гадина, животное, но я любил её».
Щапова навсегда осталась сквозным героем его творчества, символом страсти и разочарования.
Итальянская глава: граф Джанфранко де Карли
Уже через год, в 1977 году, Елена встретила человека, который соответствовал её представлениям о светском блеске. На премьере фильма «Падре Падроне» братьев Тавиани она познакомилась с Джанфранко де Карли.
Граф де Карли происходил из старинной итальянской семьи: его мать была маркизой Спинола, а один из предков занимал пост губернатора Корсики при Наполеоне. Сам Джанфранко служил в банке, но имел в своём распоряжении недвижимость в Риме и загородную усадьбу-монастырь.
Елена Щапова нашла то, что искала: блеск, титул и атмосферу аристократизма, которые ей казались её естественной средой. Встреча с графом стала символом её очередного перевоплощения: из богемной музы Лимонова она превратилась в хозяйку итальянского поместья.
Елена и Джанфранко де Карли
Италия, брак и свобода по контракту
Итальянский паспорт открыл ей путь домой, в Москву, правда, только через 17 лет эмиграции — в 1991 году. Елена Сергеевна с самого начала договорилась с Джанфранко о полном контроле над своей свободой: развод должен был быть доступен по первому её требованию.
Однако Италия не сразу пришлась ей по вкусу. Её тянуло в более яркие и динамичные Нью-Йорк и Париж, где она проводила больше времени. Джанфранко проявлял терпимость, отправляя письма с уточнением даты и времени своих звонков.
Её поклонники — от московских художников до европейских аристократов — составляли неотъемлемую часть жизни. Евгений Табачников вспоминал, как граф, некрасивый и плюгавенький, сидел за столом в ресторане, в то время как Елена очаровывала окружающих своей элегантностью. Но на самом деле она легко совмещала мужа с романами, которые разгорались и гасли с непринуждённой лёгкостью.
Щапова дважды была близка к разводу. Первый раз — из-за художника Льва Збарского, знаменитого сердцееда. Но его ревность и стремление буквально запирать Елену оказались для неё невыносимыми. Второй раз — из-за некоего полуитальянца-полуфранцуза, в которого она страстно влюбилась. Однако развод так и не состоялся: Джанфранко умер от разрыва сердца прямо в своём банке, узнав о просьбе жены. Вскоре скончался и её любовник, оставив Елену Сергеевну вновь одинокой.
Попытка возродить роман с Лимоновым
В 1979 году, уже будучи графиней, Щапова решила попробовать вернуть прошлое и возродить роман с Лимоновым.
Однако попытка закончилась предсказуемо: восемь чемоданов Елены, её собака Василий и неизменные упрёки в скупердяйстве и провинциальности Лимонова быстро разрушили возрождённый роман. Финальная сцена включала в себя блюдо с вишнями, которое Елена метнула в Эдуарда, и её возвращение к законному супругу.
Тем не менее, отношения с Лимоновым не прервались. Он писал ей письма, подписывал книги с надписями вроде: «Елене от её бывшего мужа и неизменного друга». Их дружба продолжалась через эмигрантские журналы и альманахи, хотя Щапова категорически не могла терпеть публикаций о следующей жене Лимонова, Наталье Медведевой.
Римская жизнь
Щапова быстро стала своей в богемном мире Рима. Она участвовала в художественных акциях, помогала организовывать перформансы и защищала соотечественников. В 1979 году она поддержала Владимира Котлярова (Толстого), который устроил скандальную акцию в фонтане де Треви. Елена покупала краски, созывала прессу и выступала в суде в его защиту.
Но одной из самых ярких страниц её римской жизни стало рождение дочери Анастасии в 1989 году. Крестины прошли с королевским размахом: ритуал, как утверждает Елена, провёл сам Иоанн Павел II в соборе Святого Петра, крестным отцом стал принц Колонна, а собака Василий была удостоена разрешения присутствовать в церкви.
Мифы и преувеличения
Елена Сергеевна никогда не отказывала себе в удовольствии украсить свою историю. По её словам, художник Щапов перенёс инфаркт, когда она с ним разводилась, а умер от потрясения, когда вышел роман «Это я — Эдичка». Ромен Гари, по её утверждениям, застрелился от депрессии, вызванной её отказом ехать на кинофестиваль.
Даже первая жена Лимонова, Анна Рубинштейн, стала частью её легенды. В Харькове, во время прощания Лимонова с родителями, Щапова подарила Анне бриллиантовое кольцо, а та, поражённая жестом, поцеловала её руку, назвав её Настасьей Филипповной.
Жизнь в Италии
Сейчас Елена Сергеевна живёт в Риме, в унаследованной четырёхкомнатной квартире на улице Боэцио, неподалёку от Ватикана. Покойный муж, граф Джанфранко де Карли, оставил ей ренту, которая позволяет поддерживать привычный уровень жизни.
Она гордится полученным титулом комендаторе, который итальянское правительство присуждает за заслуги. До неё такой чести удостаивалась лишь Моника Витти. Также Щапова стала лауреатом литературной премии «Медитерранео», которой в разное время награждали Жоржи Амаду и других великих писателей.
Писательница и литературные разборки с Лимоновым
Елена Сергеевна всегда отстаивала своё право на собственный путь и категорически не хотела жить в тени бывшего мужа, Эдуарда Лимонова. Однако их творческое соперничество неизбежно всплывало в её работах.
В 1984 году, спустя пять лет после публикации «Это я — Эдичка», Щапова выпустила роман «Это я — Елена». Она утверждала, что название навязал издатель, но очевидно, что книга стала своеобразным ответом Лимонову.
Текст открывало «Краткое жизнеописание автора», за ним идет «Очень краткое жизнеописание»:
«Графиня Елена Сергеевна Козлова-Щапова де Карли родилась в конце XX века в городе Москва. Умерла в начале… Нет, не умерла. Бессмертна».
И, наконец, «Совсем краткое жизнеописание»: «Пи-пи. Как-как. Ам-ам… ».
Второй её роман, «Ничего кроме хорошего», вывел бывшего мужа под фамилией Очкасов.
Критика была немилосердной: от упрёков в апломбе до замечаний о стиле, напоминающем «человека, который с трудом произносит мягкий знак». Дмитрий Пригов с лёгким сарказмом отмечал, что Лимонов не только сам переходил с поэзии на прозу, но и заставлял своих жен следовать его примеру.
Мемуары, аукционы и наследие
Последние годы Щапова говорит о том, что собирается выпустить мемуары. Лимонов, ещё при жизни, давал ей для этого поводы: от своих книг, где она оставалась его музой, до публичных высказываний. В одном из них он назвал её «городской сумасшедшей», заявив, что современная Елена не имеет ничего общего с той прекрасной девочкой, о которой он писал.
Тем не менее, их отношения не потеряли драматической интенсивности даже спустя годы. На аукционах, где выставлялись её архивы, письмо Лимонова 1979 года было продано за 1,25 миллиона рублей. В этом письме, полном любви и ненависти, Лимонов признавался, что ни разу не скучал с Еленой, но порой её ненавидел.
Последний акт: воспоминания и признания
В 2018 году, на презентации книги Лимонова в Риме, Елена Сергеевна вновь столкнулась с бывшим мужем. По её словам, она подготовила наряд специально для него, выбрав белый смокинг, чтобы произвести тот самый эффект, к которому всегда стремилась. Однако Лимонов отказался встретиться с ней после презентации, что её сильно задело.
В письме, написанном уже после смерти Эдуарда, Щапова обратилась к нему с откровением:
«Ты меня, конечно же, увидел, и, как мне показалось, моё появление произвело тот сногсшибательный эффект, который всегда ожидает женщина, идущая на свидание со своим любимым».
Она вспоминала, как однажды назвала его "Раб Божий Эдька и мой тоже", но Лимонов тогда предупредил:
«Рабы бастуют, помни об этом».
Елена Щапова осталась верной своему образу femme fatale, женщины, которая всегда умела окружать себя мифами и эпатировать окружающих. Её жизнь — это бесконечный танец между драмой и искусством, а её имя продолжает жить благодаря историям, которые она создала, и тем, что о ней рассказывали другие.
Фото из запретграма А. Васильева
Источники: соцсети, журнал "Москвич"
Комментарии
44кг при росте 176 - это прямо кожа да кости, если это правда.
Фотографии не передают неземную крастоу, о которой говорится, вероятно в динамике намного интереснее.
Ну что - молодец, умеет интересно жить, для этого нужен определенный кураж и безбашенность.
Это не кураж и безбашенность, а больше похоже на ПРЛ.
автору спасибо ! мне всегда интересно читать про роковых дам )
gulchacho, мне тоже интересно, но такие дамы в жизни меня пугают. Мне такой самоуверенности жизнь не дала, поэтому я сразу тушуюсь.
Stavrida, да, к 30 годам столько событий.
Ее уверенность, что Ромен Гари самоубился из-за нее 🤦
Его женой была не менее интересная дама (актриса из «На последнем дыхании» с Бельмондо»), тоже самоубийство. О жизни Гари есть прекрасный фильм с Шарлоттой Генсбур. У него была такая жизнь, что самоубиваться от отказа какой-то профурсетки…
Это у вас хорошо развит инстинкт самосохранения, у героини статьи явные признаки пограничного расстройства личности.
Я думаю только с первым мужем у нее были близкие отношения. А Лимонов о нее ноги вытирал, как и обо все своих женщин. Граф тоже ее за человека не считал, но после Лимонова она была ко всему привычна
stillus, мне не показалось, что о нее ноги вытирали, особенно граф. Напротив, она никогда не была ему верна и никак не считалась с ним. И с Лимоновым они друг друга стоили
Charlotte, она терпела больше от него, чем он от неё. У него отношение к женщинам очень пренебрежительное. И это при том,что ему суки нравились. Про графа все понятно: русский плебс. Просто вращалась среди богемы и много что ему позволяла в отношении себя и не была требовательна.
stillus, я читала "Это я - Эдичка!", когда мне было лет 16, и сейчас не помню всех подробностей, но тогда мне прям хотелось помыться - очень мерзкое чувство вызывал - перечитать и сейчас не вызывает желания. Но сегодня я прочитала про Щапову, и Эдичку даже жалко стало
Charlotte, ну в книжке он такой неприкаянный, даже симпатию вызывает. Я смотрела его интервью и мне показалось, что он циничный и даже жесток к женщинам
А что такого о ней вы прочли, что вам его жалко
stillus, когда я читала его книгу, мне было очень противно. Но это был поздний СССР (в котором секса не было), а я была еще совсем девчонкой. Я Лимонова только по той книге и знала, и в дальнейшем воспринимала его только как "Эдичку", а не публициста, политика или антисоветчика. Согласна с Нагибиным, для меня его книга "рекорд похабщины... лексика подворотни, общественной уборной". И в целом, я его видела только с этой стороны, вообще не вникая в дальнейшую его жизнедеятельность, политические взгляды и пр. Особенно странной для меня была связь с ним Екатерины Волковой, которая мне всегда нравилась, Лимонова-то я всегда считала мерзким извращенцем...
Что касается Елены Щаповой, то ничего прям такого страшного я о ней не прочла, но то, что прочла, убедило меня в том, что они с Эдиком - одного поля ягоды, и она - всем ягодам ягода. Из тех людей, которым протяни руку, они ее по локоть откусят. Вот источник, откуда я черпала информацию для этого поста.
Нагибин так же писал о женщинах. Например, о своей теще, которая ему минет делала где-то на улице в центре Москвы. Мерзко так писал и о ней, и о жене, которой изменял с тещей и не только
DD (Гость), для меня Нагибин открыл портал в желтушную пропасть в постсоветское время. После него все исповеди наших известных людей уже не сильно удивляли. У них такая грязь в мозгах, что не удивлена их поступкам и нескончаемому лядству. И они взялись советских людей учить жизни. После их историй понимаешь как они мелки и мерзки в своей сущности.
Вот интересно, эта дама и ее муж художник были очень популярны в московской богемной тусовке. Равно как и Эдичка. Было это 68 - 70 годы. Эти же годы описывал в своем романе Василий Аксенов "Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках". Понятно, что у него была в основном писательская тусовка: Ахмадуллина, Окуджава, Нагибин как муж Беллы, но также туда входили и Эрнст Неизвестный, Суходрев. Почему то ни о Лимонове, ни о Щаповой там ничего нет. Не пересекались? Все-таки знаковые личности.
Ну какой она плебс?) ее семья из купцов 1 гильдии. Скорее итальянец голодранцец, по капиталу
Самый что ни на есть плебс, никаких дворян там даже близко не было, вранье. Дворяне-аристократы козловы, это очень смешно, жалко и нелепо, как и якобы участие в белом движении
Девчат, ну зависть то из вас так и сочится ядом)) всем бы так жизнь прожить. И натусовалась, и замужем была за богатыми и знаменитыми) и живет в Италии) а вы едкие комменты строчите по пути на работу в общественном транспорте) скорее всего
А купцы - это и есть плебс (торгаши).
Если мы, конечно, допускаем, что она не врет о своих предках, как любят делать очень многие.
К Вам присоединяются графья Киркоров и Пугачева, если кто не знал. Тоже аристократия. Помойки.
Козловой надо было не активно половой жизнью заниматься в 14 лет, а учиться, тогда бы она знала о минимальном участии купечества в белогвардейском движении.
Нелепая, плохо образованная и явно психически нездоровая особа.
Лиля "выезжала" на Маяковском, эта на Лимонове, остальное мифы и сказания таких персонажей, неудивительно что подруга Васильева, тот тоже еще тот сказочник, и обиратель таких старушек.
Астранция, в вечность Лиля, разумеется, "въехала" на Маяковском, но сама по себе она была чрезвычайно харизматичной личностью, а не просто той, которая "нравилась великому советскому поэту". Немало в свое время прочитала воспоминаний о ней - многие современники , видевшие ее лично, описывали ее как даму с магическим обаянием.
Гость (Гость), эту даму и ее обаяние давно на Сплетнике обсудили)), и даже фото приложили, где она светит своей "харизмой")) . У Лиле были такие же заказные статьи, как и у этой работницы на власть, в перестроечное время. Там каждая лядь не только статьи, но и книги превозносящие поимела.
Астранция, Лиля на Маяковском, а эта мадам выехала на рекомендательных письмах Лили
Кабиро, обе дамы явно связанны с органами. Лиле сказали, она и дала, чтобы было куда внедряться "соратнице".
Секрет всех «роковых» женщин - высокое либидо. Если родилась в обеспеченной семье, хорошенькая и умная, то может войти в историю. Если бедная, глупая и страшная, то может расчитывать только на «портовую шлюху». Но суть одна - продажа себя. Обязательно в череде мужчин окажется один, кого будет помнить всю жизнь.
Таких баек из склепа много. Я даже была в детстве знакома с одной такой дамой. Многие ею восхищались, а мои детские глаза видели пожилую кривляку.
Esperanza, высокое либидо, помноженное на бесстрашие и эгоизм))) Ужасно, когда такие заводят детей "потому что надо" и спихивают их куда только возможно, т.к. главное - мужики и приключения!
Misa, в народе таких называют «слаба на передок». А здесь МУЗА.
Esperanza, мне, кстати, не нравится, что "слаба на передок" - это вроде как уничижительно, а то же самое, но "кобель" воспринимается по-другому. Один фиг, по-моему, но это офф-топ. Дамочка жила свою жизнь так, как ей нравилось - почему бы и нет? Но это и все достижение.
Misa, это на бумаге легкость бытия. На самом деле тяжелый труд. Бегать по тусовкам и искать того, кто женится. Спать со старым и нелюбимым. При этом продолжать поиски более выгодной партии.
Esperanza, так у женщин с высоким либидо как раз-таки и много любимых. Она не от обязаловки ноги раздвигала, а ради собственного удовольствия.
Ее поведение явно демонстрирует признаки психического заболевания, как минимум пограничного расстройства и нимфомании
Гость (Гость), ей от этого только приятно :) Как правильно выше написали "роковая женщина".
От чего приятно, от психического заболевания? Да какая роковая женщина, обычная б л я д ь
Esperanza, Секрет "роковых женщин" - социопатия. Они используют людей, и секс там лишь инструмент манипуляции. Либидо - это совсем про другое.
Вот!
Esperanza секрет всех роковых женщин - сексуальность, будоражащая мужское либидо.
Не гость (Гость), сексуальность это тоже не здорОво. Самые сексуально озабоченные люди с психическими отклонениями.
Не высокое либидо, а отсутствие мозгов и морали.
Ощущение что или сама о себе писала или заказная статья, чтобы обелить, подчеркнуть и возглавить )
Щапов был старше Елены на 23 года, но очень богат, белый Мерседес он подарил после свадьбы своей юной 18-летней жене. Вообще, он - Виктор Авраамович Шерешевский, женился на дочери генерала Щапова и по понятным причинам взял фамилию жены.
Недавно тут вспоминали Лизу Адаменко и БабВалю - вот примерно то же самое, но в конце 60-х.
"невинная распутница" - смешно, да
Лентяйка, паразитка, пустышка, бездарная и рапущенная баба. Высокая и тонкокостная, это все плюсы.
Интересно, сколько звездочек на погонах у нее?
FirstLasy (Гость), мне тоже интересно это узнать.
Добавлю ещё про Щапова из воспоминаний аристократки Козловой)
"Импонировали его имя в обществе, щедрость и шлейф славы Синей Бороды: не было ни одной красивой девушки в Москве, с которой он бы не переспал. Словно арабский шейх, Щапов обливал молоденьких девушек с ног до головы дефицитными французскими духами и одевал как кукол. Ветреный художник быстро менял дам сердца, но ни одна не оставалась в обиде — так щедро он обставлял неизбежное расставание. И потом надо отдать ему должное — как честный человек, он часто женился! Я, кстати, была его третьей женой. Когда мы поженились, мне исполнилось всего 17, и Щапов, боясь, что его упекут в тюрьму за совращение несовершеннолетней, постоянно предупреждал меня: «Если к нам придет милиция, имей в виду: я тебя учу живописи». Детей у него не было, и, естественно, он баловал меня, как свою дочку. В Доме кино при нашем появлении шептались: «Вначале с дочкой приходил (имея в виду предыдущую жену), а теперь вот с внучкой!»
Сорокалетний деятель искусств женился на 17-летней. Какая неожиданность! Разница в возрасте 23 года (Щапов родился в 1927, Елена в 1950).
(Взято из tramvaiiskusstv.ru)
Вот как вспоминала встречу с Щаповым театральный художник Лидия Соостер: «Едем на троллейбусе до Каретного ряда, там идем в дом к какому-то генералу. Встречает небольшого росточка, слегка плешивый импозантный человечек и очень знакомым голоском приглашает снять пальто и проводит нас в комнаты. Людей навалом. Какие-то пленительные девушки – разодеты в пух и прах, мальчики модные, все пьют вино из хрусталя, едят фруктики и дымят американскими сигаретами. Лиля, хозяйка, представляет: «Мой друг – Виктор Щапов». Господи! Виктор Щапов! Да это же Витя Шерешевский! Оказывается, он женился на дочери генерала Щапова и взял его фамилию, потом он много раз женился и всем своим девочкам-красавицам давал прозвище Козочка и фамилию передавал генерала Щапова. Витю я хорошо знала, но совсем забыла. Он когда-то, когда еще учился в архитектурном институте и был нищим студентом, влюбился в мою обаятельную подругу Лену и рыдал, бедный, бывало, на лестнице под ее дверью, чтобы она ответила на его любовь. Кто мог предполагать и знать, во что человек превратится? Он стал всемогущ: строил дома, рисовал книги. Построил дом для художников на Грузинской, куда пристроил всех своих друзей. Жил Виктор Щапов богато и весело, менял красавиц».
Забавна часть, в которой описывается их несостоявшаяся с Лимоновым встреча в 2018 году.
Я воображаю, что он подумал, когда ее увидел. Они перед этим виделись в 1979 году, когда ей было 29, а в 2018 году он увидел ее 68-летнюю.
Я иногда заглядываю в соцсети одноклассников-однокурсников, и это очень грустно видеть, что никто не молодеет. Воображаю, в каком ужасе были бы мои друзья детства, увидев меня сегодняшнюю, после того, как мы 30 лет не виделись. Я трезво оцениваю, что время не щадит никого.
ну в том, что ребёнка окрестил сам Папа Римский что-то исключительное и "элитное" есть только для тех, кто не в курсе, что Папа регулярно преподаёт Таинство крещения мирянам по крупным церковным праздникам - Рождество, Крещение Господне, а на Пасху, если мне не изменяет память, крестят взрослых. И не одного, а многих. Традиция такая, как раз Иоанном Павлом II и установленная. Это бесплатно, нужно только заранее подать заявку, очередь может быть большая. Вот только в базилике Святого Петра крестят взрослых, а детей - в Сикстинской капелле. В залихватских мемуарах Елены это выглядит так, будто Папа - их приходской священник и крестил дитятю по щелчку пальцев новоявленной графини. А так как все: заявку подали, очередь свою подождали, дату им назначили - тогда и окрестили.
Josephin, она хотела пустить пыль в глаза неосведомленным читателям, якобы Папа сделал исключение для её великолепной персоны)) В этом она вся, врушка и аферистка. Может быть, и про любовь мужчин к ней где-то приукрасила.
FGHJ, это очевидно - все мемуары Елены рассчитаны на простодушных русскоязычных читателей.
По ощущениям, это сильно приукрашенные мемуары ))
Видимо, безбашенность/авантюрность и уверенность в себе (и то самое упомянутое выше высокое либидо) манили мужчин, потому что прямо красоты-красоты не видно на фотографиях.
Bijou, типаж очень популярный в то время, на Удовиченко молодую похожа (понятно, что неизвестно как в динамике, но напомнила)
Misa, и на Эллочку-людоедку
Misa, я бы сказала на Вертинскую...что в принципе неважно.
Bazooka, ага, а на превьюшке я вижу Ветлицкую)))
Bazooka ничего общего с Вертинской у дамы из поста нет. Особенно с юной Вертинской.
Misa, красоты Удовиченко тоже не понимаю )) но, видимо, да, типаж того времени. Плюс раскованная взбалмошная девица, таких тогда маловато было.
Misa, Лариса манкая)) Помню, Вику Морозову спросили в интервью, не ревновала ли она своего Антошу к каким-нибудь актрисам, она ответила: к Удовиченко.
Думаю, нравилась она мужчинам.
Что то мне это напоминает... А, нашу Анастасию Мельникову, её невообразимые истории о свадьбах, мужьях, необыкновенной к ней любви
Мирелла (Гость), при этом - и я уже в сотый раз повторяюсь - Мельникова была петербургской музой несравненной Деборы Турбевилль. Но почему-то именно об этом опыте, которым вообще-то гордился бы любой адекватный человек, дура Анасасия молчит. Видимо, не соответствует её шизанутым представлениям о себе, великорусской барыне.
Josephin, помню на Сплетнике разбирали этот "опыт", и пришли к заключению что было уплачено хорошо Несравненной. И муза похоже ей не зашла.
Астранция, ну это Вы к такому заключению пришли. Во-первых, если бы Настя или кто-то из её кавалеров платили за услуги Деборе, то Анасасия бы об этом вспоминала на каждом шагу и демонстрировала фото и журналы (а там есть, что демонстрировать). Тем более, если бы фотосессии ей дарили мамочка-папочка или возлюбленный. Однако же ни разу не обмолвилась, не показала. Во-вторых, Турбевилль слишком эстетский фотограф, вкус у Мельниковых сильно проще. Нет, Дебора выбирала сама, в соответствии со своим видением. Она вообще очень любила Петербург и даже крестилась здесь в 90-е в православие под именем Ксении. И Мельникова в те годы была вполне хороша, но на тех фото хороша, как нигде и никогда больше.
Josephin, это не я пришла к таким выводам, это сплетницы их озвучили, благо денег у семейки Мельниковой было как у дурака махорки, и как дочь не порадовать модным фотографом в журнале, тогда это было поветрие среди тех, кто мог это себе позволить, не будем уточнять за чей счет, кто-то в Максим снимался, кто-то в КИ. Мельникова на музу не тянет, а от работы за хорошие деньги глупо отказываться фотографу, думаю там и условия создали в Питере для нее соответствующие, вы бы и сами от такой халтуры не отказались.
Астранция, это измышления, не увязывающиеся с самой Мельниковой. Мы как будто о разных Настях говорим. Купить она или родители могли фотосессию у местных фотографов для Каравана или Отдохни. Но так, чтобы её за деньги снимали для Vogue, при этом не только Vogue Россия, где что-то купить ещё можно было, но и для итальянского Vogue Франки Соццани - нереально. Тем более на несколько разворотов. При этом фотосессии разных лет, т.е. Дебора возвращалась к ней, как к модели, несколько раз. Ага, всё покупали и покупали фотосессии. О которых Настя почему-то всегда молчала в тряпочку. Вспомним, как Собчак завидовала Родионовой и выпросила у тогдашнего бойфренда фотосессию у фон Унверт. Для Родионовой, напомню, фон Унверт и Беттина Реймс сняли по книге каждая - и, как утверждает Ольга, не она платила фотографам, но заказчики (Taschen) заплатили ей, как модели, а книги мгновенно стали коллекционными раритетами и самой Ольге досталось всего по экземпляру. С Ксюшей акция была разовая, фото скромные гостиничные, но ими она гордо трясла ещё несколько лет. Мельникова в таком случае тоже трясла бы, как трясла снимками из Отдохни, тем более, что и поводов у неё больше, чем у Ксюши. Вот только фото, по всей видимости, не соответствуют вкусам семейки и тому, как себя видит Настя. Если б они платили, то и командовали бы парадом, и результат был бы соответствующий. Но это не тот случай. 100% не платили - фотограф натуру выбирала сама. И Мельникова потому и не вспоминает об этом, что была только моделью, выполняющей команды, пластилином в руках мастера, а не руководила сама, принимая странные позы в шпагате на кухне.
вот такие фото - точно не мельниковская история, за такое люди с их вкусом платить не стали бы. К слову, в этом году фото депутата Насти выставляются в Париже и Женеве - но сама она об этом вряд ли знает, иначе не смогла бы утаить))
Josephin, где сейчас Настя? Сидит на тепленьком месте чиновницы, думает о народе)). Зачем ей бравировать фотосессий с иностранкой, где она предстала антинародным персонажем. У Родионовой другая ситуация.
Астранция, ну это уже Ваши мысли поскакали вдаль от здравого смысла :) Где же на этих фото "антинародность", если стиль самый что ни на есть русский романтический? Это тогда всю классическую русскую литературу нужно сжечь в печах как антинародную, что даже большевики не решились сделать. В "народной близости" (с) Настя только на этих снимках и сохранилась, самой по себе Мельниковой всякая "народность" чужда и пофиг, чем бравировать - лишь бы собой, любимой, никогда она ничего не стеснялась. Тем более такой красивой и утончённой. И не делает она этого в данном случае по той причине, скорее всего, что не помнит или вообще не знает об этих фотографиях - если ей платили, как модели, то совсем необязательно фотограф ей эти снимки потом передала.
Josephin, как то вы совершенно оторвались от реальности святых 90х)) , думаю все проще, фотограф был привлечен за хорошие деньги родителями Насти для ее раскрутки, самое топовое было в то время исторические мотивы РИ, исключительно благородные дамы - барышни, были взяты, не Мулен Руж ей представлять)), она до сих пор из себя благородную строит, хоть и чиновница, вон как квартирку свою отдизайнерила все в том же стиле. Так что она этот образ до сих пор несет в массы)), что мы весело и обсуждаем, и только вы увидели там модель которую выбрала фотограф, не выбирала она ничего, ей предложили хорошую работу, она не отказалась, вот и вся правда жизни, без мифов и сказаний.
красота в глазах смотрящего. Может Дебору и привлекло то, что отличало Мельникову от других. В ней вообще легко увидеть такую романтичную, нежную девушку, вместе с ее несколько наивно-детским взглядом на жизнь. Она и сейчас тетя в летах, а речь как у восторженной девочки.
Кузя (Гость), я тоже считаю, что Турбевилль видела в ней этот русский литературно-романтический типаж из XIX-начала XX века. В 90-е она внешне представляла его образчик.
Навсегда запомнила ее фразу «у папы почти не было детей на стороне», такой шедевр не каждый день услышишь.
Ваше имя (Гость), смеюсь)) Такое можно сказать только иронизируя, но у неё наверное на полном серьёзе. Это "почти" так унизительно звучит по отношению к ребёнку на стороне😁
При этом, все мужья были чужими 😉
Ручки ей целовали в 50ее. Ага, ага верим... бесполезная пустышка склонная к ..... вранью. Ну и стучала наверняка...
Просто Вы завидуете, что к ВАм в детстве взрослые люди не кидались руки целовать ))) Странные у них там нравы были в этом Томилино. Выходит так мамаша с дитем в далеком 55-57 году, а все встречные прохожие норовят малышке руки поцеловать и объясняют это знаком уважения. Потом удивляемся возрастному Щапову. Может он тоже начинал с "целую ручки" и объяснял это "уважением к маленькой барышне".
Удивило венчание а 1974 году, в разгар борьбы с религией и культами.
Особой красоты не наблюдаю, видимо, харизматичная и грациозная в динамике.
А модельных фото больше нет?
1 (Гость), наоборот, венчание как протест против системы, я не такая как фсе
1 (Гость), ничего удивительного - ряд московских храмов не закрывался даже во время гонений. Богоявленский собор в Елохове например. Церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где венчались Эдичка и Елена, тоже из таких - не закрыли благодаря просьбам артистической элиты, проживавшей в центре Москвы. При СССР он даже реставрировался регулярно и богослужения там проводились.
1 (Гость), ничего удивительного, тогда как раз была мода на православие, все собирали старинные иконы, что широко отражено в литературе того времени, многие крестили детей и венчались, такое как бы бунтарство
1 (Гость), мои родители тоже венчались в 1974, и вроде как не подпольно. Отец еще как-то не так в церковь зашел, и бабки местные сказали - не жилец. Через пять лет он погиб в автокатастрофе
Читала когда-то давно "Это я - Эдичка" и про Елену в этих воспоминаниях запомнила только, что в Америке она (ещё живя с Лимоновым) очень хотела подцепить богатого мужика, желательно связанного с миром кино или модельного бизнеса, и спала со многими, а Лимонов ревновал и скандалил. После прочтения я стала искать фото этой роковухи и не могла понять, чем эта в общем-то обычная женщина так зацепила писателя, но это ещё раз подтверждает тот факт, что внешность тут не важна. Щапова, как и Брик, любила только себя, да и наверное в личных отношениях была лёгкая и раскрепощённая, такие женщины притягивают творческих мужчин. Верю, что она была для Лимонова музой. Вообще интересно было читать про его женщин. Наталия Медведева - тоже яркая личность, они с Лимоновым как-то не сочетались для меня. С Екатериной Волковой тоже не монтировались, какая-то она правильная для него)
FGHJ, такие как Лимонов всю жизнь меняются, растут над собой из-за жизненного опыта, и женщин себе подбирают в разные периоды сильно разных. Так что все логично.
Там у него перед Волковой еще какая-то пионерка-революционерка была. Он о ней написал в одной их своих книг. Ему, если что, тогда пятьдесят пять было. А тут все дядяВаля - как можно...
Если не ошибаюсь, читала, что она прокутила деньги оставленные итальянским мужем и ей даже пришлось продавать квартиру, чтобы было на что жить. Но могу ошибаться.
И еще у нее есть дочь. Интересно было бы увидеть фото и узнать какого жилось с такой эксцентричной матерью
А я, кстати, читала про Майю Плисецкую она писала, об их встрече. Якобы они с графом пригласили её с мужем к себе в гости. И после этого общение закончилось. Она была неприятно удивлена и шокирована то ли наглостью Майи, то ли её поведением, то ли Майя их просила о чём-то. В общем, Елена была в шоке от этой встречи и зареклась их приглашать. Может кто-то в курсе подробностей этой истории?!
Екатерина (Гость), предположу. Майя знала изнанку жизни соотечественницы, сама в ней крутилась, может не хотела лицемерить.
Сестра замужем за военным атташе - это очень высокий статус. Военный атташе - это совсем не тоже самое, что атташе в дипломатической службе. Это человек на уровне Посла, только это еще и военная разведка, страшно представить, какой он обладал информацией и какие проекты курировал, с учетом ближневосточного региона.
Сомневаюсь, что Музу, как сестру, никак система не задействовала:) Могла просто получать информацию от нужных мужчин. Чисто информатор, но тем не менее.
Добавлю, что после Елены у Эдички были яркие романы и браки, причём его женщины были значительно младше, на десятки лет. Последней женой стала прекрасная актриса Екатерина Волкова, от которой у него впервые появились дети. Думаю, возвращаться к встречам с Еленой ему уже не хотелось, и её белый костюм вряд ли произвёл бы впечатление. Самомнение Елены раздражает — сбитый лётчик, а всё грезит о новых полётах
Да, вот Екатерина Волкова - ослепительная красавица
Живут же люди... Тут муха пролетела, уже событие. Шутка, конечно, но как-то близко.
Аристократы Козловы, ну да, ну да. Неудивительно, что врунья и аферистка сошлась с таким же вруном и аферистом Васильевым, тот тоже почти обо всем врет, начиная от своего опыта заканчивая знакомствами со знаменитостями
Ахаха, точно
Вступлюсь за итальянского мужа - "некрасивый и плюгавенький"? Судя по фото, это писали завистники. Хотелось бы посмотреть на них, красавцев )))
Козлова, Медведева, Волкова по фамилиям что ли Эдичка выбирал себе женщин))
лямуриха, хорошо, что с Курицыной по времени не пересеклись, а то бы Эдичка умер намного раньше.
FGHJ, 😂😂😂
Эдичка выбирал красивых и ярких женщин, у Курициной-Рынской не было ни одного шанса.
FGHJ, сравнили умного Эдика с блатным повесой. Лимонову пришлось посидеть за свои взгляды, и судьба его сталкивала с неординарными людьми, с тем же Дугиным, который тоже еще тот мифотворец, но умный дядька.
лямуриха, точно! :))))
Как можно блистать на подиумах с такой внешностью???? Я понимаю, почему маститые фотографы отказались от проектов с ней ...серая пресерая мышь....
Смотрю и думаю - родись она попозже, из неё бы вышла идеальная Таня Зайцева из Интердевочки. У Яковлевой все-таки слишком интеллигентное лицо и грустные глаза. А тут было бы идеально - миловидное в юности лицо, пустые кукольные глаза, нет стеснения на обнаженку и при этом видно, что та ещё щучка.
Елена напомнила мне польскую красавицу Беату Тышкевич :)
Шлюха обыкновенная, ни внешности, ни ума, ни образования. Все блага заработала своей Изольдой и не брезгливостью. Граф скорее всего был гей, которому была нужна борода. А Васильев любит всякое говно человеческое представлять в амплуа марципана.
Добавить комментарий