Княгиня Бетси Тверская - второстепенный персонаж романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина". Бетси – сокращенное имя. На самом деле имя молодой княгини – Елизавета. Но в первоначальном варианте романа девушку звали Мика Врасская. Это жена двоюродного брата Анны и самая близкая ее подруга. Бетси принадлежит к светскому кругу "балов, обедов, блестящих туалетов" и чувствует себя в нем, как дома. Она всеми силами способствовала сближению Карениной с Вронским. Бетси нельзя назвать красивой. У нее "длинное бледное лицо" и "плоский высокий стан". Чтобы выглядеть привлекательнее, Бетси тщательно пудрится и одевается всегда "по крайней последней моде". Княгиня Бетси - типичная светская ограниченная женщина. У нее нет никаких личных интересов и увлечений. Бетси во всем полагается на мнение общества. Она обладает умением поддержать разговор в светском кругу, направить его в нужное русло. Бетси поддерживает любовную связь с Тушкевичем, но относится к этому, в отличие от Анны, очень легко. Главное для княгини - сохранить тайну и соблюсти для видимости приличия. Тверская очень хитра и коварна. Она ко всем относится очень любезно, но за словами часто скрываются какие-то едва уловимые намеки и злая насмешка. Княгиня мастерски владеет "искусством притворства и лицемерия". Бетси Тверская – воплощение порока и адюльтера! Кажется она знает всё о его негласных законах. А то, что это порой приводит к поломанным судьбам, разрушению семейных уз, дуэлям, самоубийствам, ее не останавливает, а скорее забавляет. Она чувствует себя режиссёром и постановщиком на этой ярмарке тщеславия! Бетси – ядовитая гадюка, опутавшая светский Петербург любовными интригами. (такие описания дают читатели в разных сочинениях). Бетси Тверская могла одеваться у знаменитого парижского кутюрье Чарльза Фредерика Уорта . Потому что именно его работы определили стиль эпохи последней трети 19 века. И неважно, существовала эта самая Бетси или не существовала - но одевалась она по моде Уорта.
Дом Уорта, вечернее платье середины 1870-х годов. Лиф и юбка сделаны отдельно.
Дом Уорта, платье со сменным лифом, 1874 год. К одной юбке были пошиты один вечерний и один обеденный (этот, с длинным рукавом) лиф. Почему? Потому что на юбку шло очень много ткани, и было выгоднее шить различные лифы к одной и той же юбке, чем тратиться на разные платья.
Бессмертный роман Льва Толстого «Анна Каренина», неоднократно уже экранизированный не только у нас, но и за рубежом, а также поставленный на сценах многих театров, стал своеобразным олицетворением стиля жизни той эпохи. Посмотрим на образы Бетси в этих постановках.
Фильм "Анна Каренина" Александра Зархи - 1967 г.. Роль Бетси Тверской сыграна Майей Плисецкой безукоризненно. Во время работы над фильмом по мотивам “Анны Карениной” Майе Плисецкой было 41 год. Ее героине, на секундочку, было меньше — 26. Правда, подвоха зрители не заметили: все говорили только о таланте и образах балерины. Самым стильным персонажем фильма стала героиня Майи Плисецкой – княгиня Тверская – красавица Петергофа, которая хоть и появляется в кадре нечасто, но впечатляет острыми чертами «чистокровного» лица, аристократической осанкой и эксцентричными костюмами. Неудивительно, что в 1974 году «стальная» Плисецкая решила сыграть Анну Каренину в одноименном балетном фильме (режиссер Маргарита Пилихина).
На съемках "Анны Карениной" М.Плисецкая и режиссёр Александр Зархи. Фото: А.Князев, 1966 г.
Костюмы для героев фильма делала художник Людмила Кусакова. Время действия романа - 1874 - 1876 гг. Платье, в котором Бетси появляется на скачках, очень оригинально и - хотя ни капли не похоже на то, что могла носить светская дама 1870-х по аналогичному поводу, имеет массу отсылок к эпохе. Во-первых, турнюр (он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей). Турнюр имел оглушительный успех и продержался в моде около десяти лет.
Тут он есть, и исторический силуэт читается. Но если присмотреться, то станет видно, что он отделен от юбки.
Во-вторых, на скачки дамы надевали маленькие шляпки, сдвинутые вперед. А цилиндр - круглые шляпы, дамы носили с амазонкой, когда сами ездили верхом. Одним из самых элегантных вариантов стал черный шелковый цилиндр наподобие мужского.
Самый шикарный наряд в фильме- дневное визитное платье с закрытым лифом и длинными рукавами. Мы уже видим сзади турнюр, сформированный из пышно взбитых слоёв сетки или шёлка. Но характер героини требует углов - и вот мы видим два элемента, острыми углами уходящие вверх, формирующие стремительную линию. Толстой подчеркивает именно "косые срезы" (так у него это названо) на платье у ворота и по бокам. Замечательное попадание в образ!
Кадры из фильма «Анна Каренина» (1967). Скриншоты.
О внешности Бетси известно следующее: "Только что успела она войти в свою уборную, обсыпать свое длинное бледное лицо пудрой, стереть ее, оправить прическу..." "...Бетси, одетая по крайней последней моде, в шляпе, где‑то наверху парившей над ее головой, как колпачок над лампой, и в сизом платье с косыми резкими полосами на лифе с одной стороны и на юбке с другой стороны, сидела рядом с Анной, прямо держа свой плоский высокий стан..." - то есть косые и резкие полосы были восприняты буквально, равно как и парящая шляпа. В действительности это выглядело много мягче и при этом - вычурнее.
В ряде источников есть информация, что костюмы для Бетси/Плисецкой сделал Пьер Карден, однако, биографы модельера упоминают о создании нарядов для балета «Анна Каренина», где Плисецкая танцевала партию самой Анны, тогда как о фильме – ни слова. Полагаю, что произошла путаница - кто-то решил, что эффектные корсажи, юбки и шляпы с перьями - тоже Карден. По факту же это - Людмила Кусакова.
Кадр из фильма «Анна Каренина» (1967). Вот этот наряд Бетси напоминает творения Юбера де Живанши.
«Анна Каренина» — спектакль МХАТа СССР имени М. Горького, поставленный Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко - 1937 г. Бетси - Ангелина Степанова. Роль Бетси в «Анне Карениной», сделала Степанову ведущей актрисой Художественного театра. Премьера состоялась в апреле 1937 г., спектакль имел феерический успех. Имя Ангелины Степановой, только-только вернувшейся на сцену после родов, громко зазвучало в театральном мире. Её Бетси Тверская превзошла все прошлые успехи актрисы. Необыкновенно элегантная, тоненькая, изящная, обворожительно холодная красавица Бетси покоряла любого. А ведь поначалу на эту роль планировалась Вера Соколова. И только за два месяца до премьеры по решению Немировича-Данченко роль отдали Степановой. Софья Станиславовна Пилявская вспоминает: "Много сил отдали этой постановке Владимир Иванович Немирович-Данченко и все, кто работал с ним, в том числе и Надежда Петровна Ламанова. Все женские костюмы — это ее произведения! Дмитриев определял только цветовую гамму. Например, в "Скачках" ему был нужен "перламутр", и эта задача была решена Надеждой Петровной и работниками мастерских. Когда начинались сцены "Скачки" или "Опера", зрительный зал шумно выражал свой восторг. Костюмы во дворце, костюмы гостей у Бетси, на скачках, в театре тщательно проверялись применительно к зерну роли, к индивидуальности каждого исполнителя."
Спектакль с перерывами шёл на сцене театра на протяжении нескольких десятилетий; в 1953 году был снят на киноплёнку с частично обновлённым составом исполнителей. Некоторые костюмы, созданные Надеждой Петровной Ламановой можно увидеть в спектакле 1953 года.
фото платья Бетси. Бархат, репс, саржа, машинное шитье, ручное шитье. Художник – Дмитриев В.В.
Спектакль "Анна Каренина". Харьковский государственный академический русский драматический театр - 1941 г. Бетси - Танеева А.В.
Фильм "Анна Каренина" (с Вивьен Ли) - 1948 г. Бетси - Мартита Хант (Martita Hunt) 48 лет.
Фильм "Анна Каренина" (с Жаклин Биссет) - 1985 г. Бетси - Анна Мэсси (Anna Massey) тоже 48 лет.
«Анна Каренина» — спектакль, поставленный Андреем Житинкиным в 2006 году в Театриуме на Серпуховке, в Театре Киноактёра, а затем в Ярославле. В образе княгини Бетси предстала солистка Мариинского балета Анна Плисецкая, приходящаяся Майе Плисецкой племянницей. "Приглашение ее на эту роль представляется в пресс-релизе как «особый эстетический нюанс» и «своего рода продолжение традиции», ведь именно эту роль сыграла Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» (1967 г.). Увы, режиссерские прорехи (как и актерские) не заткнуть эстетическими нюансами". (Мария Покровская - театральный критик).
"Анна Каренина" музыкальный пластический спектакль, поставленный Анжеликой Холиной по мотивам романа в Театре имени Е. Вахтангова. Сценическое действие в двух актах построено на синтезе хореографии и актёрского мастерства. Премьерные спектакли прошли 18 и 28 апреля 2012 года. Княгиня Бетси Тверская - Аделина Гизатуллина.
недавно актриса Ася Домская ввелась на роль княгини Бетси
Фильм «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва - 2009 г. по мотивам одноимённого романа Льва Толстого. Евгения Крюкова сыграла Бетси.
"Анна Каренина. История Вронского" Карена Шахназарова - 2017 г. Образ Бетси Тверской воплотила Анастасия Макеева. В ее платьях преобладали ассиметричные линии. Ее туалеты отличались оригинальным “парижским” кроем, как и подобало даме ее положения. Она являла собой образец грядущей моды".
Из интервью Макеевой газете "МК" 11.09.2017: "Если мне не суждено было сыграть Анну Каренину, значит, не суждено. Я вполне довольна своей ролью Бетси Тверской. Она уникальная. Моей предшественницей в картине Александра Зархи была великолепная Майя Плисецкая. Составить ей в этом смысле партию — счастье. Не хочу употреблять слово «конкуренция». Оно какое-то мещанское. В любом случае я уступаю первенство Майе. Но мне приятно, что не было человека, который бы обвинил меня в том, что я не справилась с ролью. Честно вам скажу, с точки зрения внутреннего эгоцентризма, который присутствует в каждом человеке, я такая же порочная девчонка, как и все люди. Наверное, мне хотелось бы сыграть Анну Каренину и быть на афише, но это нереальная ответственность. В этом смысле я ох как не завидую Лизе Боярской, потому что сравнения со всеми предыдущими картинами и телеверсиями, с легендарным советским фильмом 1967 года очень тяжело выдержать. Я ценю Льва Толстого, но даже он не любил свою героиню, не питал симпатии к Анне Карениной. Моя героиня особенная. Такая женщина, как Бетси Тверская, выживет при любых обстоятельствах. Мне говорили: «Ты змея». Каждое мое появление было не бытовым. Для всех героев художником по костюмам было определено цветовое решение. Тверская была зеленая. У нее змеиная натура. Я не появлялась просто так. Обязательно с крана показывали, как я вплываю. Каждый мой костюм — с оттенком перламутрово-зеленого цвета, чтобы показать эдакое скользкое существо. Моя героиня подобна хамелеону. И поведение у нее такое, и пластику это задает. Я как кобра перемещаюсь, поблескиваю, где нужно, снимаю шкурку."
Британская экранизация романа Толстого «Анна Каренина» режиссёра Джо Райта - 2012 г.. Рут Уилсон дебютировала в большом кино, сыграв Бетси Тверскую. Все костюмы – условные. Не из той эпохи. Лазурный песец – это вообще шедеврально.
Мюзикл Театра "Московская оперетта" "Анна Каренина" идет с 2016 г. Исполнительница роли Бетси -Карине Асирян.
другая исполнительница роли княгини Бетси - Наталия Мельник
Еще одна исполнительница роли Бетси - Наталья Сидорцова.
Интервью 2020 г. — После долгого карантинного перерыва возобновил показы мюзикл «Анна Каренина» на сцене Театра оперетты, где вы играете одного из наиболее выразительных персонажей. Легко ли дался образ княгини Бетси Тверской? - "Княгиня Бетси стала проверкой на профессиональную прочность. Бывают роли, которые на сто процентов твои: играя их, получаешь удовольствие, постоянно испытываешь живые эмоции. А эта роль стала экспериментом над собой, над своей органикой. Мне приходилось работать над пластикой и осанкой, худеть, внутренне с чем-то мириться. Кроме того, это прокачка танцевальных навыков: столько сложной хореографии у меня не было ни в одном проекте. Не говоря уже о том, что пришлось раскрывать в себе личные качества, которые я прежде не использовала. Поэтому не могу сказать, что это было легко, но очень продуктивно".
Драматический мюзикл "Анна Каренина" в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева - 2010 г. Елена Соколова в образе Бетси Тверской. Болезненная тяга к реализму заставила художника по костюмам нарядить и дам, и господ в мундиры, фраки и кринолины, сделанные из доступных синтетических материй.
Англо-американский художественный фильм "Анна Каренина" производства компании «Icon Productions», снятый в России (в Москве и Санкт-Петербурге) с Софи Марсо - 1997 г. Княгиня Бетси - Дженнифер Холл (II).
"Анна Каренина", Мини-сериал Италия, Франция, Испания, Литва, снятый для итальянского телевидения - 2013 г. Княгиня Бетси - Леа Боско
И это пока все, что я смогла найти. Постановок было много, но персонаж Бетси в некоторых вообще не отображен или нет фото.
источники: интернет, канал "Мода в книгах", мнения критиков и журналистов.
Комментарии
Очень интересно, спасибо!
Плисецкая, на мой взгляд, лучшая.
Зарубежные- вообще страшилки)
Lilideva, Плисецкая была бы лучшей, если бы не такой жутко активный макияж, возраст и ум, что в данном образе, исходя из описания персонажа, минус. А вот Лановой прекрасен. Не к чему придраться.
Мне не нравится ни одна экранизация. В старых все героини невероятно старые, в новых невероятно современно выглядят. И нигде нет точного попадания в образы и стиль того времени
Нет! Вру. Очень понравилась версия Джо Райта как раз за то, что не было ее, этой скрупулезной стилизации. Зато была куча аллюзий на русское искусство и это было здорово - как будто разгадываешь ассоциативный ряд. Игра.
novichok, так и в старых исторических фильмах всегда женщины выглядят современно эпохе. Макияж, прически, всё по последней моде, хотя вроде "историческое". ))
Bijou, ну я имела в виду, что в старых советских исторических фильмах героини выглядят намного старше, их играют актрисы, лет на двадцать старше положенного.
novichok, согласна )
Спасибо большущее за пост, ооочень интересно, читала и разглядывала фотографии с удовольствием. Для меня Бетси это конечно же Майя Плисецкая. Все остальные экранизации откровенно плохие. Даже, нелюбимая мною, Макеева гораздо лучше Боярской, но весь фильм плох и неудачен.
А в британской версии что с бровями Бетси? 😄 Там у актрисы губы живут отдельной жизнью, а ещё и высветленные брови - вообще угар 😄
Kapusha, в британской версии сильно попахивает фрунцузским развратом времен людовиков. Нет внутренней аристократии и внутренних ограничений (нет, наличия любовниц и внебрачных детей это не касается) той России. Не могу это внятно объяснить.
Плисецкая лучшая.
Merury, точно сказали. Будто развратная и наглая горничная нацепила шмотки герцогини. Но постановка 2012 года для меня во многом странная, в том числе актерским составом, скорее фантазия по мотивам "Анны Карениной", а не экранизация.
А Плисецкая аристократична.
Merury, так-то Людовиков было 18 (можно даже сказать, 19) в течение тысячи лет =)))
Kapusha, в фильме с Боярской хорош Максим Матвеев, я только на него смотрела, даже Макееву там не заметила. Она внешне эффектная, но не вижу Бетси, вижу Макееву в других шмотках)
Kapusha, мне, кстати, фильм Джо Райта понравился, но тут надо понимать, что он всегда снимает что-то свое, как и с Гордостью и предубеждением. Это не экранизации по сути, а некое личное поэтическо-хореографическое прочтение:) У него очень красивый свет в фильмах. Но там и старик Каренин - Джуд Лоу "дает" абсолютного чеховского "человека в футляре", и Вронский - блондин-котик:) Очень своеобразное все, но художественное, этого не отнимешь.
Какой персонаж! Конечно Плисецкая как никто))) и костюмы у нее, на мой взгляд, самые попадающие. По характеру Макеева здорово подходит, наверное и Крюкова, но чтобы так органично все сошлось - только Майя Плисецкая - острая как игла, изысканная, холодная, порочная, ну и аристократизм и породу тут ни с чем не спутаешь!
Спасибо за пост!
Нравится в этом образе Рут Уилсон - ей хорошо удаются интриганки. Плисецкая отвратительна сама по себе, поэтому и роль ей идёт. Но костюмы советской версии мне совсем не нравятся, не люблю шестидесятые и их стиль. Макеева тоже, думаю, совпадает, но эту экранизацию не видела.
Все-таки Макеева красивая женщина. Но не Бетси.
У Плисецкой в фильме Зархи - холодная, хитрая, аристократичная светская стерва. Возможно, балерина себя играла. Но после нее Бетси уже не представляю в другом исполнении.
Крюкова недотянула, хотя в целом тоже подходит на эту роль.
А кто дотянул в фильме Соловьева?))
50-летняя Каренина и невнятный Ярик Бойко в роли Вронского. Там Бетси еще самый нормальный персонаж. Крюкова хотя бы внешне и по энергетике подходит.
У меня Бетси Плисецкая тоже любимая.
alina15, сам фильм Соловьева (хотя вроде есть сериал 4 серии) никакой, нет атмосферы, как в фильме 1967 г. Вронский-Бойко - это обнять и плакать, особенно после Вронского-Ланового. Бойко с его типажом играть бандитов из 90-х, или каких-нибудь сериальных героев-любовников, а не графа и офицера. Гармаш-Левин и так далее... Абдулов свои прошлые роли повторяет. Всё имхо. Я смотрела давно, мне вроде более-менее Каренин-Янковский понравился, ну он мне много где нравится, ну и Крюкова подходит, а так экранизация эмоций не вызвала.
Плисецкая создала запоминающийся образ, но это не образ хитрой , изворотливой, лживой аристократки. я за Макееву в этой роли, а вот Рут Уилсон роль Карениной лучше бы подошла я думаю.
Ничего себе, вот это разбор! Восхищаюсь! Очень интересно! Ну судя по описанию Толстого внешне под его героиню подходит Плесецкая, но возраст 🤦♀️ у неё на лице и этого не скрыть. Ангелина Степанова вроде подходит, особенно в белом костюме. Жаль нет цветных фото. Макеева тоже неплохо вписывается : есть у неё в лице что-то змеиное. На мюзикл Анна каренина мы ходили, ну и конечно же, я не помню бэтси)))) Мне кажется в мюзикле внешность не особо важна. У нас, например, были билеты в самом последнем ряду партера и кмк важнее передать характер и общее впечатление от героини.
Dzihiko, в фильме Зархи и Анна, и Вронский старше своих персонажей, поэтому если бы Бетси была молоденькой, она бы не смотрелась рядом с Анной....
Misa, и всё же, и всё же... Анна и Бетси ровесницы. Самойловой 33, а Плесецкой 46... По большому счету Плесецкой идёт эта роль, и да, в данном случае, с Анной она монтируется как старшая подруга.
Всё -таки какая красота эти костюмированные фильмы! Не знала, что Плесецкая играла Бетси, но я, если честно, Каренину только читала и не смотрела никогда фильмы, не люблю Каренину как таковую, а роман, конечно, великолепный! Плесецкая хороша́! Хотя на 26 не катит.
Большое спасибо за пост, автор! У Вас всегда все глубоко, скрупулезно, интересно!!! Свою точку зрения развивать не буду, ибо не люблю ни одну экранизацию Анны Карениной. Вдвойне не нравится Плисецкая в роли Бетси. Но с интересом прочитала комментарии! Анну Каренину нравится перечитывать, делаю это примерно раз года в два. Считаю самым лучшим произведением Толстого. С экранизациями не сложилось.
Обожаю Анну -Вивьен Ли. Но Мартита Хант там бабулька бабулькой, просто Шапокляк.
Спасибо, с удовольствием рассматривала! Не люблю моду того периода, поэтому очень понимаю художников по костюмам, которые стараются отойти от костюмов эпохи )))) но, возможно, там другая цель - сделать фильмы более близким современным зрителям. Советский художник по костюмам .мне кажется, кайфовала, создавая наряды.
(Племянница Плисецкой играла в Мэри Поппинс еще, девочку. Но хорошо ли играла, не помню )
Bijou, не слишком хорошо, девочка была очень симпатичная, но деревянненькая))
Misa, мне кажется, фильм целиком я так и не видела, поэтому поверю на слово ))) я запомнила тоже, что она была симпатичная, и что Плисецкая (ясно-понятно, подумалось).
Автор, вот это разбор. Спасибо.
От Плисецкой взгляд в любом ее появлении не отвести, очень талантлива, причем скрупулезно. Она никогда не скрывала с какой тщательностью она готовилась к каждой роли.
Виттория Пуччини -Каренина нравится.
Вот это пост автор!
Мой голос за Макееву. Ей прям идёт роль. А самое мимо Плисецкая. Если играть стерву, то ту, что скажет в лоб. У неё слишком надменный образ, чтобы плести мелкие интриги и тд. И выглядит она старше и сильно мудрее 20.
Добавить комментарий