На Олимпиадах Россия представляла три разных государства — Российскую империю, СССР и Российскую Федерацию. И отношение этих трех стран к соревнованиям было разное — как и экипировка.
Первые игры, на которые поехали «наши», состоялись в Париже в 1900 году. Ни о какой командной форме на тот момент не было и речи: в соревнованиях участвовали пять энтузиастов — 3 фехтовальщика, не получившие наград, и 2 конника, пожелавшие выступить на показательных выступлениях.
На летнюю Олимпиаду в Лондоне в 1908 году россияне тоже ездили без формы: идеи олимпийского движения тогда еще не были популярны. И это несмотря на то, что русский генерал Алексей Бутовский, автор многочисленных методических разработок по развитию физкультуры и спорта в армии, был соратником Пьера де Кубертена и входил в состав Международного Олимпийского комитета с момента его основания в 1894 году. В Лондоне было завоевано первое российское олимпийское золото — чемпионом стал фигурист Николай Панин-Коломенкин, а борец-легковес Николай Орлов и борец-тяжеловес Андрей Петров стали серебряными призерами. В стране это сочли серьезным успехом и сразу создали национальный Олимпийский комитет.
1912 г. Стокгольм. Делегация России насчитывала 175 человек (по другим данным - 181, а по третьим - 159 действующих спортсменов), среди них не было ни одной женщины. Наибольшее представительство в ней имели уроженцы Прибалтийского края (Эстляндской и Лифляндской губерний) и Санкт-Петербурга. На церемонии открытия русские выглядели очень элегантно, что неудивительно, ведь в составе было много представителей знати, в том числе великий князь Дмитрий Павлович и лучший теннисист начала XX века граф Феликс Сумароков-Эльстон. На соревнованиях спортсмены были одеты в белые майки и темные брюки, ничем не отличаясь от представителей других стран: в начале века индустрия спортивной одежды только зарождалась, поэтому экипировка выглядела однообразно — темный трикотаж плюс белые майки. Некоторые источники утверждают, что именно в 1912 году у россиян появились первые опознавательные знаки в виде красно-коричневых нашивок, однако черно-белая фотохроника не позволяет разобрать ни цвет, ни их форму.
Российские атлеты на Олимпиаде в Стокгольме, 1912 год. Фото: IOC Olympic Museum
Впервые мир увидел советский спортивный стиль в 1952 году на XV летней Олимпиаде в Хельсинки.
1952 г. Хельсинки. Две мировые войны и смена политической формации перечеркнули участие страны в Олимпийском движении до 1952 года. Спустя семь лет после Великой Отечественной войны советские спортсмены приехали в Хельсинки в сдержанных парадных костюмах, трикотажных шароварах и в том, что сегодня бы назвали свитшотами, с минималистичной надписью «СССР» на груди.
На фото олимпийская чемпионка в метании диска Нина Пономарёва и Елизавета Багрянцева, ставшая в этом же виде серебряным призёром, демонстрируют форму на церемонии открытия Игр (только юбки почему-то синие).
спортсмены в этих же костюмах на Спартакиаде
1956 г. Мельбурн. Это были первые игры, которые состоялись в южном полушарии. С одной стороны, расширить географию спорта всегда было целью Международного олимпийского комитета. С другой - в южном полушарии, как известно, лето - это когда в Европе и Северной Америке наоборот зима. А представители этих континентов законодатели спортивной моды. Советская делегация добиралась до зеленого континента морем. Из Владивостока на теплоходе под названием «Бирма». Путь занял несколько недель и был, конечно, утомительным, но зато к дальневосточному часовому поясу наши атлеты получили достаточно времени, чтобы привыкнуть.
Спортсменки олимпийской сборной СССР во время церемонии открытия XVI летних Олимпийских игр на стадионе «Мельбурн Крикет Граунд». Австралия, 1956. Фотограф В. Егоров/ТАСС
1960 г. Рим. Церемония торжественного открытия Игр состоялась 25 августа 1960 г. на стадионе «Форо Италико». Накануне на площади Святого Петра перед огромным величественным собором развернулось грандиозное зрелище. Тысячи спортсменов разных национальностей и цвета кожи, атеисты и приверженцы различных религий ждали главу Католической церкви. Папа благословил Игры, некогда запрещенные Церковью за их языческий характер. Ничего не нашла, кроме этой фотографии.
Чемпионки XVII Олимпийских игр: Людмила Шевцова, Лариса Латынина, Галина Горохова и Тамара Пресс
1964 г. Токио. Юрий Власов нес флаг Великой страны на вытянутой руке всю церемонию открытия от самого начала и до конца. Говорят, он не опустил его, даже проходя под императорской ложей, что было положено по этикету. За что получил нагоняй, но остался в современной истории единственным атлетом, который весь проход уверенно держал трехкилограммовое знамя в одной руке. Никто по сей день не может повторить его рекорд.
1968 г. Мехико. Следующие полтора десятилетия сборная одевалась в западном стиле — яркие блейзеры, светлые брюки, юбки выше колен у женщин. Спортивную форму моделировали в Общесоюзном Доме моделей. Традиция продолжалась до 1980 года, когда эстафету передали Дому моделей спортивной одежды. Пошив производился в союзной республике Армения.
Пapaдная фopма coветскиx cпopтcмeнов для летней Oлимпиады в Мехико, 1968г.
1972 г. Мюнхен
1976 г. Монреаль
1980 г. Москва. Парадной форме на домашней Олимпиаде — особое внимание. Главное требование: советская делегация должна выглядеть стильно и очень современно. К тому моменту мировые дизайнеры уже проявляли живой интерес к спортсменам. Советский Союз не мог оказаться в числе отстающих. Пошив одежды для самых ответственных олимпийских выходов решили доверить модному дизайнеру, но только из своих. Летняя Олимпиада-80 проходила в Москве, и советских спортсменов впервые одели в капиталистический Adidas. Но парадную форму разработал В.Зайцев. "С подачи Тяжельникова (дипломат, заведующий отделом пропаганды ЦК КПСС, посол СССР в Румынии) я занялся также костюмами для советской делегации на Олимпиаде-80 — не спортивными, а теми, в которых спортсмены появлялись на открытии и закрытии. Когда он мне это предложил, я стал возражать. Говорил, что сам ничего сделать не могу, что у меня нет никаких связей с легкой промышленностью. Но он ответил, что это не моя забота, главное — разработать форму». (цитаты из книги Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом»). В процессе работы Зайцев действительно ни в чем не нуждался. Но решающим аргументом было не столько обещание Тяжельникова, сколько разговор с министром бытового обслуживания Иваном Дуденковым. Он сделал предложение, от которого невозможно было отказаться: «Иван Григорьевич — дивный русский мужик, классный дядька. Зашел к нему, а он с порога: «Ко Дню города строим большой Дом быта, будет форма — возглавите». Так у советских спортсменов появилась первая форма от кутюр и началась история «Дома моды Вячеслава Зайцева». Он вырос как раз из Дома быта.
1988 г. Сеул. На летних олимпийских играх, последних в истории СССР, команда оделась в боевой красный цвет.
Парадный проход сборной СССР в Сеуле, 1988 г.
1992 г. Барселона. На церемонии открытия делегации от каждой страны в Объединённой команде прошли вместе, но под национальными флагами: Белоруссии, Армении, России, Казахстана, Украины, Грузии и Узбекистана.
1996 г. Атланта. Костюмы для сборной РФ разрабатывал Валентин Юдашкин. Перед ним поставили задачу - при минимальном бюджете поразить воображение зрителей, отвлекая внимание от экономических проблем в России. Главным цветом формы Юдашкин выбрал белый — в цвет олимпийского флага. А в качестве декора — принт в виде укрупненных олимпийских колец. Лаконичный образ модельер дополнил соломенными шляпами. «Мы были самыми узнаваемыми», — впоследствии комментировал свою работу кутюрье. Но по этой форме догадаться о национальной принадлежности спортсмена невозможно — россияне в ярких соломенных шляпах и белых рубашках с цветными кольцами походили на представителей панамериканского региона.
2000 г. Сидней. Мужчины - серые костюмы с голубым галстуком. Женщины - красные двубортные пиджаки и юбки.
2002-2016 г.г. В третьем тысячелетии наступила эпоха Bosco di Ciliegi. Спорить об эстетике можно сколько угодно, но Bosco одели в свои костюмы не только 8 олимпийских сборных подряд (и это только российские — а ведь их клиентами были еще украинцы и испанцы), но и едва ли не половину населения России. Bosco Sport удалось повторить успех олимпиек 1950-х годов, причем в условиях товарного изобилия. Форму олимпийской сборной России можно встретить где угодно, причем далеко за пределами спортивных площадок.
Афины 2004 г. Спортсмены были одеты в белые костюмы — пиджаки, брюки, плиссированные юбки в стиле 30-х годов 20 века.
2008 г. Пекин. Разработкой формы всё также занималась компания BOSCO DI CILIEGI и, оказывается, на этот раз была использована сказочная тема, а именно изображение стилизованной Жар-птицы." Классический пиджак синего цвета для мужчин и приталенный красный пиджак для женщин с гербом Российской Федерации на нагрудном кармашке, в сочетании со светло-бежевыми брюками (для мужчин) или светло-бежевой юбкой для женщин. В комплект также входят белые льняные сорочки-косоворотки с красной вышивкой в виде узора из перьев жар-птицы на воротнике и манжетах. Оригинальная квадратная сумочка белого цвета с красным орнаментом «жар-птица» украшает комплект парадной формы для женщин".
2012 г. Лондон. На Олимпиаде-2012 в Лондоне российская сборная слыла самой модной за свою форму. Выполненная в спортивном стиле красно-белая одежда российских олимпийцев была украшена узорами, напоминающими хохлому.
Знаменосец сборной России Мария Шарапова на церемонии открытия Игр в Лондоне.
2016 г. Рио-де-Жанейро. Парадную форму по традиции пошила фирма Bosco Sport. У мужчин она состоит из кремовых брюк, синих пиджаков и кед. У женщин кеды красные, юбки — цвета чайной розы, а под пиджаками — блузки в красную полоску. Лоск оценил и президент России Владимир Путин на встрече с олимпийцами: «Шикарно выглядите. Как будто на бал собрались».
А вот зрители восприняли форму не так позитивно. Егор Зайцев, сын дизайнера Вячеслава Зайцева, написал в своем фейсбуке, что именно он разработал парадную форму олимпийской сборной России и не понимает причины насмешек в медиа. Дизайнер объяснил, что спортсмены перепутали размеры пиджаков, и поэтому те смотрятся не очень удачно. В комментариях многие начали объяснять Зайцеву, что спортсмены в форме похожи на официантов и смотрятся нелепо. В Сети множились фотожабы, на которых форму спортсменов сравнивали с костюмами лакеев, швейцаров и портье. А еще киногероев — одесского куплетиста Бубы Касторского (Борис Сичкин, «Неуловимые мстители»), белые штаны, как у Остапа Бендера в его мечтах о Рио, и Голохвастого (Олег Борисов, «За двумя зайцами»). За спортсменов было обидно. Пережив такую нервотрепку с допинговым расследованием, им приходилось принимать на себя еще и шишки за неудачную форму. Хотя… они же, все-таки, в тельняшках.
Кроме того чуть ли не в такую же форму, только в других цветах Bosco одевала сборную Украины в 2008-м году. Разве что цвет другой был и галстуки прилагались. Поэтому парадная форма сборной России была похожа на форму сборной Украины с Олимпиады-2008 в Пекине. Многие шутили так: "прежде чем шить костюмы сборной России, Боско испытал их на Украине".
Сборная Украины на Олимпиаде в Пекине в 2008 году. Фото: REUTERS
Петербургскому дизайнеру Стасу Лопаткину форма наших спортсменов напомнила костюмы Олимпийской сборной США от Ральфа Лорена на прошлых играх.– "В целом неплохо! Отдельно хорош мужской пиджак с широким кантом. Смущает кант на женском жакете. Создается ощущение, что шили в разных ателье, – размышлял дизайнер. Хотелось бы больше единообразия в костюмах мужчин и женщин: либо строгая рубашка, либо полосатая тельняшка", – посоветовал эксперт.
Президент компании “Дефиле на Неве”, основатель недели моды в Петербурге Ирина Ашкинадзе также осталась не совсем довольна дизайном новой формы: – Я ожидала более интересной коллекции одежды для наших героев-спортсменов, которые едут в Рио, несмотря на допинговые скандалы. Может быть, более смелую, авангардную, необычную. Миллионы людей будут вглядываться в каждого нашего спортсмена-олимпийца сейчас с повышенным интересом и хотелось бы, чтобы одежда усиливала эффект симпатии к ним. А сейчас первое впечатление очень спорное. Силуэты – стандартные, у мужчин, напоминающие, к сожалению, форму лакея… Предыдущий дизайн BOSCO с народными мотивами мне нравилась больше, – поделилась своим мнением специалист.
Компания Bosco Sport не комментировала дизайн костюмов. Зато Роспотребнадзор пояснил, что над формой олимпийцев работали не только дизайнеры, но и инфекционисты! В Бразилии можно подцепить вирус Зика. Поэтому у пиджаков удлинили рукава: «чтобы риски инфекционных болезней отсутствовали полностью», отметила глава ведомства Анна Попова.
2021 г. Токио. Санкции Всемирного антидопингового агентства повлияли на создание формы сборной России в Токио. С формы исчезли надпись «Сборная России» и изображение национального флага. Для выхода на открытии и закрытии Игр мужчинам приготовили темно-синий классический костюм, женщинам – красный брючный костюм с "японским акцентом" в виде оби – пояса кимоно, традиционной женской японской одежды.
2024 г. Париж. Приглашения МОК на Олимпиаду получили 15 российских спортсменов, но организаторы делают оговорку, что он еще может измениться. Правда, непонятно, в какую сторону. Владелец Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович сообщил, что компания работает над созданием экипировки для российских атлетов, которые примут участие в летних Олимпийских играх 2024 года в Париже. Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) раскрыл, в какой форме допущенные российские спортсмены будут выходить на соревнования на Олимпийских играх – 2024 в Париже (Франция). «Форма нейтральных атлетов для соревнований, разминки или медальных церемоний должна быть полностью белой или однотонной и без каких-либо нанесений — будь то логотипы или реклама. На экипировке может быть использована лишь эмблема МОК или аббревиатура AIN (индивидуальные нейтральные атлеты)», — говорится в официальном пресс-релизе организации.
источник - интернет
Комментарии
Афины больше всего понравились
Спасибо за отличный пост! Афины и Лондон(2012) понравились.
Лондон... и как ни странно Барселона и Атланта. Барселона - за минимум официоза и расслабон. Хочется поближе рассмотреть принт. И вообще - люблю принтованные рубашки на мужиках, хоть сейчас это уже не в тренде вроде бы. Атланта - задорно и ярко. Не понимаю претензию, что по костюмам нельзя определить страну. А в Афинах, во французских беретиках - можно? Разве что оооочень тонкая ассоциация женского костюма с костюмом с О-80. Но это надо быть большим знатоком моды , чтобы это уловить. Кстати, против токийского кимоно тоже ничего не имею. Самыми неудачными были костюмы, когда разлюли-малина была выставлена на первый план.
Понравилась форма Лондона, Афин, Барселоны и Токио. Жаль, что игры в Париже у нас не покажут((
Интересно, Спасибо за пост🍀оказывается уже давно участвуют.понравилась почти вся советская, в деловых костюмах. И в новое время в шляпах(Афины, Лондон, Атланта) и стилизация под кимоно тоже неплохо.
Украинская форма 2008,без галстуков полосатых и оторочки было бы лучше.
92 год удивительно🫣 отношения, и форма неплохая, только не очень спортивные спортсмены на переднем плане) , возможно это штангисты.
Интересно, Спасибо за пост🍀оказывается уже давно участвуют.понравилась почти вся советская, в деловых костюмах. И в новое время в шляпах(Афины, Лондон, Атланта) и стилизация под кимоно тоже неплохо.
Украинская форма 2008,без галстуков полосатых и оторочки было бы лучше.
92 год удивительно🫣 отношения, и форма неплохая, только не очень спортивные спортсмены на переднем плане) , возможно это штангисты.
Стокгольм - бэст. Хельсинки, Сеул - тоже хорошо. Монреаль, вроде, норм. Барселона, Атланта (Валя, ты серьёзно?), Рио - 🤦♀️🤦♂️🙈
Барселону помню. Было много интересных форм. Наши при этом были одеты, как в те годы одевался всякий уважающий себя моднячий парень. В общем, запомнились в хорошем смысле.
.
Спасибо за пост! Это такой труд перелопатить столько материала! Интересно посмотреть, как меняется с годами отношение к спортивной форме. В советские года это пиджаки и брюки (юбки), все официально ведь мы посланники великой державы, у нас важная миссия, герб на лацкане, (и довольные счастливые глаза!). Потом все больше и больше отход от официоза. Перестройка - появились игривые шляпки и далее многоцветье. Взрыв красок продолжался более десятилетия, в Афинах интересное ретро. А вот и 2008 год, стало очень много отсылок к гос символике (Русские идут!!!) и мало фантазии. Косоворотки со шляпами, борцы силовики в костюмах Бубы Касторского, понятно что на красно-бело-синей гамме много не накреативишь, но все-таки...
По следам предыдущего поста, интересен тренд на использование инновативных материалов и тканей из переработанных продуктов. Будем смотреть как приживется эта идея у нас в России.
Зимняя форма тоже была интересная на многих Олимпиадах, как у сборной СССР, так и позже. Спасибо, приятно посмотреть.
Rei, я делала на оранжевом точно такой же пост, только про зимние олимпиады. "Парадная форма сборных СССР и России на зимних Олимпиадах разных лет".
Добавить комментарий