В преддверии коронации Карла III я решил рассказать об одном из исторических камней, находящихся в Имперской Государственной короне Британии — думаю, самое время. Камень этот называется «рубин Чёрного принца», но на самом деле это не рубин, а шпинель. Дело в том, что своё имя он получил в те времена, когда рубинами называли все красные драгоценные камни. Это вовсе не значит, что их не умели отличать друг от друга, как часто об этом пишут — просто при необходимости следовало уточнить, какой именно рубин вы имеете в виду. Розовую и красную шпинель называли «балас-рубин» или просто «балас» — запомните это слово, оно будет часто встречаться, потому что именно так (в написании balas, ballace, balax и ещё куча других вариантов) рубин Чёрного принца или похожие на него камни в основном называли в старинных документах. Термин происходит от слова Balascia — европейского названия Бадахшана, региона в Центральной Азии, который сейчас разделён между Таджикистаном и Афганистаном и месторождения которого с древних времён были основным источником шпинели.
Корона на штатном техобслуживании, рубин Чёрного принца в оправе лежит на столе справа
Линейные размеры рубина Чёрного принца — 43,3 на 38,8 на 20,1 мм, а его масса, согласно оценке, произведённой компанией Garrards в 1852 году, составляет около 170 карат — точный вес не удалось определить потому, что взвешивание производилось вместе с золотой оправой. В нём просверлено два сквозных отверстия, одно из которых проходит по всей длине. Отверстие на стороне, обращённой к зрителю, замаскировано небольшим кабошоном рубина, выходы продольного отверстия закрыты оправой.
Корона в ультрафиолетовом освещении. Рубин флуоресцирует при этой длине волны, а шпинель нет. Фотограф Alan Jobbins
Повествование об истории этого камня придётся начать аж с XIV века, и не с Британии, а с Пиренейского полуострова. Гранадский эмир Мухаммад VI, известный за свои рыжие волосы под прозвищем Красный король или аль-Ахмар, противостоял союзу своего троюродного брата Мухаммада V, уже успевшего однажды посидеть на гранадском троне, и короля Кастилии Педро I, также известного истории, как дон Педро Жестокий. Война развивалась не в его пользу, союзный Арагон заключил мир с Педро и вышел из войны, а Мухаммад V занял Гранаду и готовился отбить те города, что ещё оставались под властью Красного короля. В 1362 году Мухаммад аль-Ахмар отправился на встречу с доном Педро в Севилью и взял с собой то, что испанский историк Хосе Антонио Конде описал как «самые богатые и драгоценные сокровища, которые у него были, а также изумруды и баласы». Возможно, богатыми подарками он рассчитывал переманить Педро на свою сторону, но вышло иначе. Гранадский историк Ибн аль-Хатиб писал о случившемся:
Он мог с тем же успехом броситься в пасть голодному тигру, жаждущему крови; ибо как только неверный пёс бросил взгляд на бесчисленные сокровища, которые Мухаммад и вожди привезли с собой, он задумал злой замысел убить их и присвоить их богатства.
В общем, Педро пырнул Мухаммада копьём и все сокровища забрал себе, а голову Красного короля отослал в Гранаду. Сразу же после убийства он написал завещание, в котором перечислялись многочисленные драгоценности, украшенные баласами, в том числе два шейных украшения, каждое с «очень большим баласом» (un balax muy grande), специально отмеченные как принадлежавшие Мухаммаду VI. Дон Педро завещал их своим старшим дочерям, Беатрис и Констансе.
Монета Педро I, отчеканенная в Севилье, возможно, что из золота Мухаммада аль-Ахмара
С доном Педро за власть боролся его единокровный брат, граф Энрике де Трастамара. В 1366 году он при поддержке французов и арагонцев поднял очередное восстание и добился некоторых успехов, сумев захватить Бривиеску, Бургос, Севилью и Толедо. 5 мая 1366 года Энрике был коронован в Бургосе. Педро был вынужден бежать в Аквитанию, чтобы попросить помощи у аквитанского герцога, врага поддерживающих Энрике французов. Это был сын английского короля Эдуарда III, принц Эдуард, в позднейшей историографии известный под романтическим прозвищем Чёрный принц, которого он при жизни не носил. 23 сентября 1366 года Педро, Эдуард и присоединившийся к ним король Наварры Карл Злой заключили Либурнский договор. По этому договору англичане и наваррцы обязывались восстановить Педро на кастильском престоле, а тот в свою очередь должен был после удачного завершения войны передать Гипускоа и 200 тысяч золотых флоринов Карлу Злому, а Бискайю и 550 тысяч флоринов — принцу Эдуарду. Вместе союзники разбили Энрике в битве при Нахере, вынудив его скрыться во Франции, но вскоре стало очевидно, что Педро не в состоянии заплатить обещанные деньги. Английский принц отказался от продолжения кампании и покинул Испанию, а вернувшийся с новой армией Энрике в конце концов одержал победу в гражданской войне и убил Педро.
Битва при Нахере, иллюстрация из средневековой рукописи
Тем не менее какую-то сумму с лукавого кастильца Эдуард всё-таки смог стрясти. Французский военачальник Бертран дю Геклен, который при Нахере сражался против Педро и Эдуарда и попал в плен, писал впоследствии, что самым ценным сокровищем дона Педро был удивительной красоты инкрустированный драгоценными камнями стол из золота и серебра, который могли нести не меньше четырёх человек. Этот стол был не из числа сокровищ Мухаммада VI — его приобрёл ещё прадед Педро Жестокого, получив его как выкуп за захваченного в плен эмира Гранады. В его центре находился une grosse escarboucle (большой карбункул, то есть красный камень), который, согласно описаниям, обладал двумя замечательными свойствами: ночью он сиял с такой же яркостью, как среди бела дня, и чернел, когда находился рядом с ядом. По словам дю Геклена, дон Педро подарил этот необычный стол принцу Эдуарду.
Завещание Чёрного принца включало «…наш большой стол из золота и серебра, полный драгоценных реликвий, а в середине крест из дерева Святого Креста». По всей видимости, это тот самый стол, который Эдуарду подарил дон Педро Жестокий, но большого красного камня посередине на момент составления завещания уже не было. Если он был вынут и хранился отдельно, то не исключено, что это действительно была та красная шпинель, которая сейчас известна как рубин Чёрного принца.
Эдуард Вудстокский, известный как Чёрный принц
Если камень из золотого стола не имел никакого отношения к сокровищам Мухаммада аль-Ахмара, то зачем я рассказал его историю? Дело в том, что одна из дочерей Педро Жестокого, Констанса, которой был завещан один из больших баласов Мухаммада, стала женой Джона Гонта — младшего брата Эдуарда Чёрного принца, и через неё камень мог попасть в английскую сокровищницу. Вообще сокровища дона Педро после его смерти обнаружили тут же при нём, и новый король Энрике не стал бы отдавать дочери своего врага то, что было ей завещано, но завещанные ей драгоценности могли быть переданы Констансе ещё до смерти Педро.
Не исключено, что именно Констанса, как претендентка на кастильский трон, привезла в Англию «корону Испании», которую в 1377 году среди других драгоценностей Эдуард III заложил Лондонскому Сити в счёт обеспечения кредита в 5000 фунтов стерлингов. Возможно, на тот момент корона была разобрана, потому что при её оценке было отмечено, что шесть больших баласов и 40 маленьких жемчужин были (или должны были быть) перемещены в «Великую корону». Из этих шести баласов самый большой весил 181 карат и оценивался в 5 марок за карат (905 марок или 603,33 фунта стерлингов). Вес средневекового карата точно не известен, но во всяком случае это тот же порядок величин, что и 170 карат — оценочный вес рубина Чёрного принца.
Сдача Сантьяго-де-Компостела Джону Гонту (Констанса — дама верхом на лошади)
Первое предположение о связи между крупной шпинелью в Имперской Государственной короне и Эдуардом Чёрным принцем появилось только в XVIII веке. Британский политик Хорас Уолпол, выдающийся историк искусства, в 1765 году описал портрет молодого человека в украшенной драгоценным камнем шляпе с рукописной заметкой на обороте, в которой говорилось, что на нём изображен Чёрный принц. Эта записка была написана английским политиком Артуром Онслоу, который получил картину из замка Бетчуорт в графстве Суррей. В 1775 году была напечатана гравюра с этим портретом, но судьба оригинала картины остаётся неизвестной. Никаких дополнительных документов, подтверждающих идентификацию изображённого человека как Чёрного принца, не приводилось. В 1786 году Ричард Гоф указал, что «восстающий лев, как здесь [на его тунике], не является ни гербом, ни нашлемником Чёрного принца». Овальная форма изображённого на портрете камня также не совпадает с формой камня из короны Британской империи, и в целом, Чёрный принц жил во времена, когда портретов ещё не писали, а стиль изображения на гравюре явно более поздний.
В 1845 году английский писатель Ричард Форд опубликовал свой обширный труд «A Hand-Book for Travellers in Spain», в котором ошибочно утверждал, что дон Педро Жестокий передал принцу Эдуарду часть обещанной суммы в виде одного из баласов, захваченных у Мухаммада аль-Ахмара. Именно Форд благодаря своему огромному авторитету стал отцом легенды о рубине Чёрного принца в том её виде, в котором она ныне тиражируется из публикации в публикацию.
Гравюра с портрета, который Артур Онслоу определил, как портрет Чёрного принца
В 1415 году английский король Генрих V вёл переговоры с Францией, королём которой в то время был сумасшедший и недееспособный Карл VI. Суть переговоров сводилась к тому, что Генрих желал соединить династии, женившись на дочери Карла, Екатерине Французской, и стать наследником французского престола вместо сыновей Карла, навязав таким образом давнюю претензию английских королей на французский трон. Он даже заказал заранее корону, которая должна была быть готова к свадьбе, и хотел купить большой балас для этой короны. Продавал камень венецианский консул в египетской Александрии, Бьяджо Долфин (венецианские консулы в Александрии были наделены исключительным правом на такую торговлю, и именно через Александрию драгоценные камни с Востока в основном попадали в Европу), а его представителем в Лондоне был Николо да Молин, из писем которого нам и известно об этой ситуации. Проблема была представлена ценой. Венецианцы начали с 240 лир и дошли до 200; королевский казначей и канцлер предлагали 120, 150, а позже и 160 лир. Николо принял бы 180 лир, но предпочёл заранее спросить, что ему делать.
Исходя из предлагаемых венецианцами цен и знания, во сколько оценивал карат баласа Бьяджо Долфин, можно предположить, что вес этого камня был от 138 до 207 карат; рубин Чёрного принца попадает в этот диапазон. Однако мирные переговоры с Францией завершились неудачей, а да Молин больше не писал писем по этому вопросу, и мы не знаем, состоялась ли в итоге сделка.
Генрих V, король Англии
После провала мирных переговоров Генрих V вторгся во Францию. Важнейшим сражением этой кампании была битва при Азенкуре 25 октября 1415 года, в которой Генрих носил поверх шлема специальную золотую корону — чтобы его можно было узнать в суматохе битвы. Согласно легенде, эту корону украшал рубин Чёрного принца, и якобы он даже спас жизнь королю, когда того ударили топором по голове. Исторические источники подтверждают, что по короне пришёлся удар. Английский хронист Томас Элмхем в своей «Рифмованной книге о Генрихе V» всего через три года после битвы при Азенкуре писал, что корона короля была срублена топором с его шлема. То же самое сообщают сражавшийся при Азенкуре на стороне англичан бургундец Жан Лефевр в своей «Хронике, или Истории короля Франции Карла VI» и французский историк Жан де Ваврен в труде «Собрание староанглийских хроник». Хотя эти описания немного различаются, оба они говорят, что группа из 18 французских рыцарей поклялась сбить корону с головы короля или умереть при попытке. И, по словам Лефевра, «один из них с топором в руке ударил по бацинету короля так сильно, что удар оторвал один из зубцов его короны». Несколько более поздняя хроника добавляет, что в битве «была сломана часть его короны, которую впоследствии нашли и принесли ему». Ангерран де Монстреле приписывает удар Жану I, герцогу Алансонскому, но он писал свою хронику спустя почти тридцать лет после битвы, и его источник или информатор неизвестен.
Но действительно ли в этой короне был рубин Чёрного принца? Скорее всего нет. Хотя упоминается, что корона на шлеме короля была украшена драгоценными камнями, ни один из хронистов не выделяет особо какой-то один из них. В 1423 году, во время правления Генриха VI, была сделана опись королевских драгоценностей, которая включает золотую бацинетную корону, украшенную многочисленными драгоценными камнями и жемчугом. Это могла быть та самая корона, которую Генрих V носил при Азенкуре. Четыре самых больших баласа из этой короны вместе оценивались в 133 фунта стерлингов 6 шиллингов 8 пенсов — довольно большая сумма, но камень такого размера, как рубин Чёрного принца, должен был стоить дороже, а тут их ещё и четыре.
Популяризации этой легенды в начале XX века очень способствовал века хранитель Дома драгоценностей в Тауэре, Джордж Янгхазбенд. Он высказал также мнение о том, что этот камень мог находиться в короне Ричарда III, потерянной им в битве при Босворте и преподнесённой новому королю Генриху VII сэром Уильямом Стэнли. Эту версию в связи с полным отсутствием документальных свидетельств критиковал другой исследователь, Эдвард Туайнинг.
Генрих победил в войне и всё-таки женился на Екатерине Французской
Возможность действительно следить за историей драгоценных камней, а не довольствоваться отрывочными сведениями, появляется только в XVI веке. В 1515 году посол короля Фердинанда Арагонского преподнёс жене Генриха VIII Екатерине Арагонской балас, «большой и очень драгоценный». Мать Екатерины, королева Кастилии Изабелла I, владела множеством впечатляющих драгоценностей, включая «два баласа размером с голубиное яйцо» и «большой балас размером с теннисный мяч». Возможно, драгоценный камень, привезённый в Англию, был одним из них.
Книга драгоценностей Генриха VIII — опись королевских драгоценностей, первая рукопись которой датирована 1521 годом — начинается с «королевской короны из золота» (известной сейчас, как корона Тюдоров), и среди большого количества драгоценных камней в ней был «большой сломанный балас» (a greate balace brooken). Определение «сломанный» может относиться к оборотной стороне рубина Чёрного принца, которая выглядит обколотой, или к просверленным в камне отверстиям — например, Шекспир в своей пьесе Генрих VIII использовал слово broken («сломанный») как эквивалент слова broached («прошитый»). Забегая немного вперёд, следует сказать, что в дальнейшем камень с короны сняли.
Генрих VIII и его первая жена Екатерина Арагонская
В маленькой короне, сделанной для юного короля Эдуарда VI королевским ювелиром Эверардом Эвердайсом по приказу герцога Сомерсетского, мондом (деталь короны под крестом) был большой красный камень, который описывается как «большой балас весом в унцию и один пеннивейт». Исходя из того, что в унции 150 карат, вес этого камня был 157½ английского карата (≈161¾ современного карата). Это достаточно близко к оценочному весу рубина Чёрного принца. Это не был камень из короны Тюдоров — как мы увидим в дальнейшем, в это время он всё ещё находился в короне. Вряд ли это был и камень, подаренный Екатерине Арагонской — это было личное имущество Екатерины, которое должно было перейти по наследству к её дочери и единокровной сестре Эдуарда, Марии. В 1649 году этого камня в маленькой короне уже не было, она содержала только два рубина, которые вместе оценивались в относительно скромные 43 фунта стерлингов.
Похожий на рубин Чёрного принца камень попадает в поле зрения историков во время правления Елизаветы I. Шотландский дипломат сэр Джеймс Мелвилл упоминал «прекрасный рубин размером с теннисный мяч», который Елизавета показала ему в 1564 году. На так называемом портрете Дитчли, написанном Маркусом Герардсом Младшим около 1592 года, Елизавета изображена в сложном головном уборе, который венчает крупный красный драгоценный камень, по всей видимости пронзённый булавкой — в рубине Чёрного принца есть отверстие, с помощью которого можно это сделать. При этом большой балас с отверстием на протяжении всего правления Елизаветы находился также и в короне Тюдоров, он упоминается в этой короне как в описи 1574 года, так и в описи 1596 года. После смерти Елизаветы I также была составлена опись её драгоценностей, и первой в списке была «имперская корона», у которой «на вершине очень большой просверленный балас».
Портрет Дитчли (камень на вершине головного убора — возможно, рубин Чёрного принца)
На портретах Карла I, написанных в 1631 и 1633 годах, изображена корона Тюдоров, но крупного баласа на ней уже нет — значит, он был снят в промежуток времени между смертью Елизаветы I и 1631 годом. Это мог сделать король Яков VI и I, или же Карл I в течение пяти лет от смерти своего отца до написания портрета. У Якова есть портрет в короне Шотландии, увенчанной большим красным драгоценным камнем (которого сейчас на ней нет), но маловероятно, что он взял его с главной короны Англии — это не осталось бы незамеченным и вызвало бы возмущение англичан, и в целом было бы крайне политически недальновидно.
Карл I мог переместить камень на корону своей жены, Генриетты Марии. Есть целая серия портретов Генриетты Марии кисти придворного художника Антониса ван Дейка, на многих из которых она изображена с короной, и на некоторых из них навершием этой короны является большой красный камень. Это также имеет дополнительный смысл, учитывая версию о том, что рубин Чёрного принца мог пережить гражданскую войну среди драгоценностей, которые Генриетта Мария заложила в 1642 году, чтобы финансировать борьбу против парламента. Однако на большинстве портретов навершие у короны Генриетты Марии другое — крест из четырёх самоцветов. Более того, есть пара портретов, которые совершенно идентичны во всём, кроме навершия короны. Этот вопрос требует дополнительного исследования.
Портрет Карла I с короной Тюдоров (1633 год)
Портрет Якова VI и I в короне Шотландии с большим красным драгоценным камнем
Портреты Генриетты Марии, различающиеся только навершием короны
После Английской революции XVII века лорд-протектор Оливер Кромвель приказал разобрать все королевские регалии (кроме коронационного трона), драгоценные камни продать, а золото отдать на переплавку для чеканки монеты. В том числе были уничтожены имперская корона Тюдоров и маленькая корона Эдуарда VI. Парламентский список продаж драгоценностей короны упоминает под 1649 годом «пронзённый рубин-балас, завёрнутый в бумагу», проданный частному лицу всего за четыре фунта стерлингов, а также «горный рубин» (Rock Ruby), проданный за 15 фунтов. Часто повторяется история о том, что какой-то из этих камней был рубином Чёрного принца, и его купил некий тайный роялист, который вернул его короне после реставрации Стюартов. Это почти наверняка неверно (а сама история просто копирует историю коронационной ложки). Список полковника Дава, составленный параллельно с официальным парламентским списком проданных драгоценностей, перечисляет много рубинов, которые были проданы в зависимости от их размера за сумму от трёх до шести фунтов стерлингов, что свидетельствует о том, что это скорее всего были небольшие камни, снятые с короны Тюдоров, и проданный за четыре фунта рубин-балас был одним из них; термин rock ruby же относился не к шпинели, а к гранату. Как упоминалось выше, также существует предположение, что рубин Чёрного принца был случайно «спасён», будучи среди драгоценностей короны, заложенных Генриеттой Марией в 1642 году, чтобы помочь финансировать борьбу против парламентариев, хотя продать некоторые из наиболее ценных предметов оказалось сложно.
Оливер Кромвель отказывается от королевского титула; на столе лежат драгоценности Короны
Правительство Кромвеля пало, а монархия была восстановлена. В корону, изготовленную для коронации Карла II, вновь был установлен большой красный драгоценный камень, но его происхождение неясно. Помимо версий, высказанных выше, некоторые исследователи связывают этот камень с «большим восточным рубином», который для ношения на коронации был куплен Гилбертом Толботом от имени короля Карла II у ювелира Уильяма Гомелдона — вообще восточными рубинами называли то, что известно нам как рубин сейчас, то есть драгоценный красный корунд, но не исключена и ошибка определения (например, подобная путаница имела место в описании коронации российской императрицы Екатерины I). В дальнейшем этой короной пользовались Яков II и Вильгельм III. Геральдист Фрэнсис Сэнфорд в своём описании коронации Якова II писал о ней: «наиболее удивительным является чудесный большой рубин, установленный в середине одного из четырёх крестов, оценённый в десять тысяч фунтов стерлингов». Труд Сэнфорда содержит иллюстрацию, на которой изображена эта корона; драгоценный камень на ней не совпадает по форме с рубином Чёрного принца, но это может быть следствием неточности художника.
Рисунок короны Карла II из описания коронации Якова II
На коронационном портрете Вильгельма III камень тоже скорее овальный. Но в правление Вильгельма III и Марии II большой рубин с Государственной короны был перемещён на корону Марии Моденской, которой пользовалась Мария II — в знак того, что она была не просто супругой короля, а равной своему мужу в почестях и обязанностях королевской власти.
30 апреля 1698 года русский царь Пётр I, посетивший во время своего Великого посольства Англию, подарил королю Вильгельму III «необработанный рубин, который величайшие ювелиры Амстердама (как евреи, так и христиане) оценили в десять тысяч фунтов стерлингов». Об этом сообщил в своём письме к Артуру Чарлетту английский учёный-палеограф Хамфри Уэнли, который был свидетелем этого события. Камень был просверлен. Уэнли упомянул также о желании короля после полировки поместить подарок русского царя на вершину Имперской короны Англии, но неизвестно, осуществил ли Вильгельм это намерение.
Для коронации Георга I изготовили новую корону, которая включала в себя некоторые драгоценные камни и жемчуг из старой короны, в том числе рубин Чёрного принца. Это первое достоверное его появление на страницах истории. Сохранилось акварельное изображение короны Георга I в её первозданном виде, сделанное придворным миниатюристом короля Бернардом Ленсом III. Рубин Чёрного принца изображён не совсем точно (нет отверстия), но тем не менее его форма безошибочно узнаваема. Последним монархом, который пользовался этой короной, был Вильгельм IV (рубин Чёрного принца в 1814 году покинул её, когда Георг IV, будучи тогда ещё принцем-регентом, подарил его своей дочери, принцессе Шарлотте Уэльской, но в 1821 году Шарлотта умерла, и камень вернулся на место). Для королевы Виктории в 1838 году изготовили новую Государственную корону, для чего использовали камни, вынутые из короны Георга I. В 1937 году камни были перемещены в практически идентичную корону, изготовленную для коронации короля Георга VI. В этой короне рубин Чёрного принца находится по сей день.
Коронационный портрет Вильгельма III
Корона Георга I, акварель Бернарда Ленса III
Фрагмент коронационного портрета королевы Виктории
Георг VI с женой и дочерьми в день коронации
Вкратце подведём итоги. Через руки английских и британских королей на века прошло много крупных красных шпинелей. Рубин Чёрного принца действительно может быть камнем, который получил Чёрный принц вместе с драгоценным столом дома Педро, это может быть камень, который дон Педро отнял у Мухаммада аль-Ахмара и отдал своей дочери Констансе, это может быть камень из «короны Испании», которую заложил Эдуард III. Возможно, его купил у венецианцев Генрих V для своей свадьбы, или это подарок Фердинанда Арагонского своей дочери Екатерине.
Любой из этих камней, а равно и какой-то неизвестный до этого камень, может оказаться баласом из короны Тюдоров, баласом из маленькой короны Эдуарда VI, рубином, которым владела Елизавета I — это три разных камня, которые находились во владении английской короны одновременно, и каждый подходит под описание. Любой из этих камней мог сохраниться или нет во времена гражданской войны, и король Карл II мог поместить на свою корону как один из них, так и «восточный рубин», купленный у Гомелдона (впрочем, сам Гомелдон мог купить какой-то из вышеописанных камней при Кромвеле). Наконец, рубин Чёрного принца может на самом деле оказаться подарком Петра Первого.
Сам я склоняюсь к последнему варианту. Не из какого-то псевдопатриотизма, но очень уж одно к одному — старый камень в этот момент на короне отсутствовал, на рисунке из книги Сэнфорда и на коронационном портрете Вильгельма III он не похож на знакомый нам рубин Чёрного принца, а желание короля поместить на корону именно подарок Петра было ясно выражено. А вот откуда взялся и особенно куда пропал старый, овальный (судя по тому же труду Сэнфорда) камень — это вопрос, достойный отдельного исследования. На короне Марии Моденской его давно уже нет. Форма камня заставляет даже вспомнить тот портрет, который Артур Онслоу назвал портретом Чёрного принца. Может быть это и не Чёрный принц, но это может быть человек из королевской семьи, который носит тот самый камень.
P.S. В посте обширно используется текст из статьи о Чёрном принце в Википедии. Ну, я эту статью и написал, так что думаю, никаких претензий ко мне тут возникнуть не должно (-:
Комментарии
Какой длинный и интересный пост. Осилила только половину, остальное - перед сном. А сколько эта корона весит? С виду будто пару кг. Камень конечно красивый, люблю камни такого цвета.
Tolyan, 1.06 кг. Больше двух килограммов весит корона св. Эдуарда, которой собственно коронуют монарха.
Tolyan, современная версия, созданная по подобию - 2 кг )
Спасибо за такой развёрнутый и подробный пост! Теперь корона "заиграла" другими красками, когда знаешь предисторию.
Очень интересно, спасибо!
Ух, какая запутанная история. Спасибо! Рада, что вы вернулись
Интересный пост! Спасибо, Автор 🌼
Добавить комментарий