Доцент кафедры истории университета Буффало Кэтрин Зубович издала очаровательный труд - «Moscow Monumental». Он уже переведен, в будущем году выйдет и аудиоунига.
Ребята, кому интересно посмотреть на историю создания 9 сталинских высоток, точнее, построено только 7, но не просто как на искусствоведческий материал, а как на историю приобщения советского государства к западному миру, историю судеб людей, работавших над этим проектом, историю жильцов этих легендарных домов, как на них смотрели простые советские граждане, - велком. Это практически детектив в своем роде. Захватывающая книга. Ну, меня захватило целиком и полностью.
Кстати, в пару к этой книге рекомендуют прочесть труд Юрия Слезкина «Дом правительства». Я не читала, но уже хочется.
Не буду распыляться - аудиокнига всё-таки 14 часов, охватить просто невозможно. Написала и сижу-надеюсь, что фундаментальность никого не испугает 😁
В общем, в 1947 году товарищ Сталин аккурат в празднование 800-летия Белокаменной волевым решением дал добро на постройку 9 зданий нового формата и она началась. К тем годам Штаты уже вовсю красовались в архитектурном смысле, надо было догонять.
Если кто не помнит, Москва в то время выглядела как "периферийный город, запущенная бывшая столица". А это Нью-Йорк, 30е гг.
И как бы ну и что, что жить негде, все в разрухе, - имперскость никто не отменял. "Партия сказала "надо" - Комсомол ответил "есть"". Я вот думаю, в те года меня за такой йумор могли бы и с ГУЛАГом познакомить ... Осуждённых за что попало тогда было много, они тоже приняли активное участие в этом грандиозном проекте, как вы понимаете. Усилия и ресурсы были затрачены колоссальные.
Кстати, первостепенной задачей этих высоток всё-таки был не просто прорыв в архитектурном смысле, а великий памятник Победе во второй мировой войне. Потом уже - Москва "всем столицам - столица", - сказал Иосиф Виссарионович.
Между прочим, сегодня во всем мире построенные 7 высоток нежно называют ""seven sisters", ценят, считают важнейшими образцами архитектуры определенного времени. Ну, приятно же.
Да, почему, собственно, МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ? Брюс Триггер (фамилия интересная на слух), он же известный архитектор, говорит, что сооружение считается таковым, когда его масштаб заметно превосходит возложенные на него практические задачи. То есть, не просто "вмещают предметы и дают укрытие, но и сохраняют память". Парфенон, к примеру.
Что интересно, проект же начал разрабатываться в 30х. Куда поехали советские архитекторы набираться опыта? - В США поехали советские архитекторы. Наняли инженерную фирму для строительства того самого Дворца Советов, который так и не был построен. Чем закончилось, рассказывать не буду, - интересно закончилось. По секрету, в целом, закончилось поездками уже иностранцев в Союз за практикой😁 Правда, без первого не было бы второго, ну да ладно.
Мало кто обращает внимание и на др некоторые детали. Именно сталинские высотки, призванные быть символами советского народа, стали дестабилизирующим, как бы сказать, элементом общества - люди попроще начали смотреть искоса на тех, кто проживал в этих престижных зданиях. За квартиру в таком доме, рвали себе попы маститые художники, актеры, учёные, те самые разработчики проекта и прочие. Писали слёзные письма товарищу, кхм, Берии. Иерархия начала поднимать голову все выше.
К тому же, строительство "сталинок" повлекло за собой расселение на окраины тысяч жителей города. Они были в ужасе, но именно из-за этого Москва начала расползаться в стороны - "нерезиновая" наша.
Историки, об этом тоже мало говорят, начали шептаться - а высотки-то на башни Кремля смахивают.
Забыла об одном интересном моменте - в 1949 году, копая котлован для здания в Зарядье, рабочие обнаружили остатки древнего поселения, находившегося в том месте 8 веков назад. Браслеты, сосуды и прочая радость археологов, получили новое рождение и пополнили нашу с вами историю.
Ну, а потом пришел Хрущев, сказал - "вы офигели, товарищи, людям есть нечего. Сворачиваемся." И началось уже совсем другое строительство - вы знаете, о чем я 😁
Комментарии
А мне очень мила Москва старая, жаль, что многое посносили. У Гиляровского она чудесно описана.
Virgin_2209, не знааааю🤔 Мне древние Греция и Египет тоже нравятся, но жить в те дни я бы не рискнула. Вместе с тем, мне совсем не хочется жить в "каменных джунглях". Я стараюсь на все это смотреть с точки зрения "все интересно в нашей истории"))
А описание Москвы мне большего всего нравится в Мастере и Маргарите - особенно гроза, варьете, Варенуха, Римский 🌌⛈️🦇 как часть описания))
Interpretation, мне кажется, мб и сохранить старый московский дух и новое построить. Слава богу, пространства хватало.
Virgin_2209, ну, в принципе, в Мск более-менее ещё. Жаль утраченное, но оставили не так уж мало, тьфу-тьфу. Главное,чтобы оставшееся сохранили.
Интересно, я не воспринимаю Москву как столицу, у меня то самое имперское просыпается в Питере😁 Москва - большой красивый город. Люблю за театры (особенно один) и за парки с музеями.
Москвичи, не обижайтесь))) - при моей большой любви к тропикам и Азии это нормально😁
Interpretation, я, так-то, сталинки сами по себе люблю, довелось и ремонтировать и жить.
Какой театр любите? И спектакли?
Virgin_2209, Сатирикон - май лав😁 Ричард, Лир, Синее чудовище пересмотрены раз по 5 или даже больше, когда жили в Мск. Монолог Райкина, забыла название, пересматривали. Моноспектакль. У него режиссеры классные были. Музыка, игра всех прямо. Оформление оч нравилось спектаклей. Сейчас не слежу.
Virgin_2209, Поддержу во всем насчет Москвы.Для меня больной вопрос-Москва сегодня,да я понимаю,что город не может «стоять на месте»,время требует замены,обновления и это неизбежно и необходимо,да и в истории Москвы были такие времена,когда историческое рушили и строили что-то новое и, тем не менее,я из тех,кто считает,что с этой перестройкой города из Москвы ушла сама Москва. Новая Москва как Новый Арбат,выстроенный в 60-е, в сравнении со старым Арбатом. В ней нет духа,запаха,своей харизмы,если сравнивать с тем,что было даже лет 20 назад. Те,кто приезжают в город очень довольны -все современное,стеклянное,высотное,парки, достаточно чисто, масштабно и тд. Но это не Москва,а просто большой мегаполис.
Донна Роза, ну, не знаю😁 В конце концов, Москва 70х - эт не Москва 40х, а Москва 40х - не Москва конца 19 века.
Я понимаю, что хочется, чтобы сохранялось и приумножалось, но иногда это просто невозможно.
Кстати, лет через 100, зуб даю, все будут говорить - не тот это город, что в начале 21 века, эх, не тот, нет того духа😁
Я к тому, что не все так плохо, а многое и лучше☝️Надеюсь))
Interpretation, Исторические здания надо уметь сохранять, как это сделано в очень многих городах Европы, можно было бы сохранить настоящую Москву-купеческую,мещанскую с ее особняками и доходными домами и это бы сохранило историю города, его суть, а архитектура предыдущих времен могла бы стать показательной связующей нитью разных подходов и взглядов на город. Нужно и можно было бы при желании, но это затребовало бы сложных расчетов, грамотного обдуманного подхода,каких- то «жертв» по продаже элитных участков земли в центре, но что имеем, то имеем …Нынешнее поколение может и не будет в восторге от происходящего в будущем, но не факт,ибо разница не будет такой как сейчас, между той и этой Москвой разница кардинальна, а это можно ощутить и понять таких как я, только если ты и твои предки здесь родились и выросли, когда есть возможность ощутить разницу во времени и она разительна.Это очень трудно объяснить, что Москва уже не Москва)Хотя нынешний город вполне себе современный и тд,многим нравится. Безусловно и во времена Лужкова хаоса в строительстве было немало,да и времена тогда были сумбурные,но Москва потеряла огромное количество исторических памятников,остались лишь единичные островки старой Москвы
Донна Роза, практически мои мысли.
Донна Роза, как я с Вами согласна...Москва в последние годы стала картонной и бездушной какой-то, как декорация.
Virgin_2209, я тормознула, - а можно пост о ремонте в сталинке? Мне кажется, это супер интересно!
Interpretation, все было снесено (стены из дранки, несущие только 3 колонны), частично перепланировано и заново возведено. Если кратко.
Interpretation, а чего обижаться, я конкретно коренная))) москвичка, но да - Питер имперский город.
Кабиро, 👍
Кабиро, Москву и Питер даже нет смысла сравнивать. Абсолютно согласна. Да и Москва никогда и не претендовала на лавры Питера )
Кабиро, для меня тоже.
не в последнюю очередь из-за Невы и погоды. что-то грозное и величественное в сочетании размаха построек, водной широты и мрачности. вообще Питер ван лав
Меня сталинские высотки прям завораживают. вот есть в них что-то мистическое, тайна какая-то... На ютубе есть видео, в которых нынешние жильцы показывают свои квартиры. Есть конечно среди этих жителей как и те, кто только что приобрел заветные квадратные метры. так и те, кому они достались по наследству или те, кто там родился и чья семья жила поколениями.. Автор, спасибо!
Сливуня, 🙏
Масштабом поражают. Там, кстати, есть однушки - такую Фаина Раневская получила. Ее сестра, приехавшая из Франции, смотрела на эту квартиру округлившимися глазами - Фаина, - это же бедность!
- Это не бедность, Белла, в этом доме живёт Уланова!
Все познается в сравнении)))
Но как явление своего времени - это легендарные здания, навсегда во всемирной истории👍
Interpretation, ну что вы фэйки тиражируете, двушка у Раневской была.
Многое в этой истории выглядит сомнительным. Так, в Париже всегда остро стоял жилищный вопрос и маленькая квартира вряд ли могла удивить парижанку – но в любом случае достоверно известно, что в квартире Раневской только одна из комнат была двадцать семь метров, а не вся квартира (была ещё комната на восемнадцать и кухня неизвестного размера), потолки – три с половиной метра, в санузле стояло биде, в общем, эту квартиру трудно назвать убогой. Фойе дома, где жила Раневская, походило на фойе оперного театра.
Машенька Медведева, слушайте, вы абсолютно правы : "Две просторные смежно-изолированные комнаты, большая комната метров двадцать пять, а маленькая, узкая и вытянутая в длину, — около восемнадцати. Огромный холл, такая же огромная, выложенная от пола до потолка белым кафелем кухня, кладовка размером чуть ли не с все прежнее жилище Фаины Георгиевны. В ванной стояло удивительное по тем временам сантехническое сооружение — биде. Всюду, как и положено, — лепнина, дубовые наборные паркеты. Высота потолков — три с лишним метра. Коридор разделен пополам чем-то вроде прямоугольной арки, где все непременно вешали тяжелые шторы. В доме был даже подземный гараж для машин жильцов. Неслыханная роскошь по тем временам" - это абсолютно меняет дело😁 для сестры, жившей на собственной вилле, обедавшей в кафе и ресторанах. Кстати, если не ошибаюсь, там и прислуга пребывала в виде "помощницы". Не помню, приходила или жила с ними.
Читайте дневник Беллы Аллен и да будет мир во всем мире👍
Interpretation, на кухне встроенные электрохолодильники, дробилки для мусора, стол заказов из магазинов тут же и бюро бытового обслуживания.
плюс роскошные интерьеры вне квартиры - огромный холл из мрамора, ценных пород дерева, лепнины, 10 лифтов.
я б победствовала в такой двушке
Stirlitz, да вы почитайте дневник Беллы - какой там стол заказов. "Деньги есть - купить на них нечего". Фаина объясняла ей это реформой и прочими проблемами. Можно было "достать", что иногда и получалось.
Это для простого человека лепнина и паркет - ого-го. Да ещё и 2 комнаты 25 метров и 18. Для дочери миллионера, уплывшего в Турцию с семьёй на собственном пароходе, эта квартира была несопоставима с тем, что они имели в Таганроге и, что должна была иметь Фаина как заслуженная знаменитая на всю страну актриса, которую любили все, партаппаратчики в том числе. К тому же, Белла бывала и жила не только во Франции. Поэтому и была в шоке.
Interpretation, но я-то не дочь миллионера)
хотя выросла среди лепнины и паркета в двух комнатах 25 и 27 метров. в коммуналке.
так что думаю Раневская жила обьективно недурно. может не так, как ожидала сестра, ну так и СССР был страной социализма, а не капитализма, у артистов не предполагались супердоходы. Раневская сама выбрала страну и профессию, она могла уехать. полностью реализовалась, стала тем, кого страна чтит и поныне. а Беллу-миллионершу помнят только как сестру великой Раневской.
Stirlitz, так о том и речь - все познается в сравнении. Кому-то 60 кв - царские хоромы, кому-то - бедность.
Сравнивать можно бесконечно. Несчастная в личной жизни и характером Раневская и счастливая Белла. Вот таланты и заслуги я бы не равняла. Выбирая из 2х вариантов, лично предпочла бы не двушку и память народа, а мир и жизнь в разных странах для себя. Что, собственно, и сделала. Каждому свое☝️
Interpretation, как пирамиды Египта или сооружения майя, вот это все. масштаб придаёт им сакральность. мистикой они обросли со временем.
так-то они строились как функциональные объекты, но с намеренным размахом
Очень интересно! Нужно почитать! Спасибо, автор!
LisaSimpson, Почитайте🙏Можно не все прямо, но некоторые главы просто уууухххх)))
Мне нравятся сталинские высотки. Что-то есть в них такое...размах какой-то, мощь.
Довелось как-то пожить в Хилтоне (который бывшая гост.Ленинградская). Гостиница сама ни о чем, но масштаб строительства....огромные потолки и дверные проемы, большие залы, кое-где сохранившиеся и отреставрированные деревянные потолки и лепнина, люстры...я б не назвала это словом "красиво", это именно внушительно. Темный огромный холл вообще как частичка замка Дракулы, что-то давящее прямо)
Wunsch_Punsch, давящее - не знаю, а вот внушительное, эт да👍
Мне тоже нравятся высотки, но согласна про расслоение - не зря именно в высотке на площади Восстания (ныне Кудринская площадь) жили Катя и Людмила из "Москва слезам не верит", притворяясь профессорскими дочерями, а в "Покровских воротах" завидная невеста ведет Костика знакомиться с родителями в высотку на Котельнической набережной.
Misa, точно👍 А я первым делом Зависть богов вспоминаю, хотя фильм не нравится, хоть и хорошо снят
Interpretation, я еще "Русский рэгтайм" вспоминаю - там главный герой, молодой человек из глубинки, ночует у своего друга, отец которого в исполнении Александра Ширвиндта живет в высотке на Котельнической. Если я ничего не путаю, Ширвиндт и правда там живет.
Misa, да, Латна писала, что живет👍
Автор, спасибо большое за пост. Захотелось побольше узнать об этих высотках и их жителях. Именно о том кто жил и как, об истории квартир и судьбах их хозяев ( о тех, про кого мало рассказывают ).
Kapusha, самой интересно 🙏
Спасибо! Интересно
у Динамо еще одну высотку строят)
Алкон
Кабиро, ух ты, по стопам, что ли, пошли?🤔
Interpretation, давно пошли. В столице давно уже есть не одна высотка под сталинки.
Interpretation, вроде того, вот на Садовом кольце, ТЦ Оружейный
Кабиро, спасибо, буду знать👍
Я не так давно друзьям как раз показывала и рассказывала о высотке на Кудринской площади, ранее на этом месте была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине,которую снесли по-моему году в 1937
Донна Роза, какая красота!
Насколько я правильно помню, в одной из высоток есть прям станция метро внутри)) мне кажется, это очень удобно!
Автор, благодарю! Живу в Москве, люблю Москву) работаю рядом с гостиницей Украина, каждый раз замираю от восторга, когда вижу это все))) для меня Питер ни в какое сравнение не идет, хотя папа - коренной ленинградец, именно так всегда себя именовал, ни в коем случае не петербуржец), в детстве и юности все каникулы проводила у бабушки на улице Конной в Питере. Но любви не случилось, для меня Питер- холодный гранитный город без души, а Москва- мое счастье и моя радость))) хотя Мариинка, Михайловский театр, Эрмитаж - любимы безгранично)))
ia_feia, муж бывал в Питере много раз, сейчас не затянешь, говорит «имперский, но мертвый город»
я совершенно не согласна, очень люблю этот город, езжу туда без него, ничего страшного))
ia_feia, 🙏Есть в Москве своя прелесть, не спорю))
мне нравится Москва прошлых лет
Сталинские высотки выделяются, как архитектурный монолит) и конечно очевидно существенные, масштабные, огромные различия между смертными и «буржуями», обладателями заветных кв метров в этих «дворцах»
belfastfunny, выйдет книга, послушайте или почитайте - суперинтересно👍
Interpretation, спасибо ☺️
сейчас, а вернее месяца как 2-3 сплошной нечетун одолел 🫣
надо-надо раскачаться 😉
Спасибо за пост, очень интересно!!
kakatun, 🙏
Москва мне ближе Петербурга. Она многослойная, многомерная, многозначная, в отличие от плоского, линейного Петербурга, который имеет точную точку отсчёта. Мне близка Московская эклектика, когда среди современных домов запрятана древняя церковь.Обратила внимание -в последние годы, после сноса Лужников и панелек, как-то проступила именно сталинская Москва. В девяностых-начале двухтысячных Москва была менее сталинской.
Добавить комментарий