![](/sites/default/files/styles/blogs_header_image/public/2025-01/scale_1200_5.jpg.webp?itok=qJOO6F-k)
Сегодня исполняется 102 года со дня рождения одного из самых популярных и признанных советских режиссёров Леонида Гайдая, чьи комедии покорили сердца миллионов людей.
Этот гениальный постановщик подарил нам целую сокровищницу бессмертных фильмов, которые до сих пор вызывают улыбки и смех.
Его дебютный фильм «Долгий путь» 1956 года не стал шедевром, и ранние работы Гайдая не принесли ему широкой известности. В отчаянии от постигшей его неудачи режиссёр, оставив на время кино, отправился к родителям в Иркутск.
Именно там, в одном из пожелтевших номеров газеты «Правда», он случайно нашёл фельетон Степана Олейника «Пёс Барбос», который пробудил в нём желание перенести эту историю на экран. Гайдай сам написал сценарий и дал главным героям ставшие легендарными имена: Трус, Балбес и Бывалый. Эти образы блестяще воплотили Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
Актёры сыграли роли трёх мелких мошенников, которые решили использовать динамит для ловли рыбы, но их планы были нарушены появлением дворового пса.
Короткометражный фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» длился всего десять минут. Фильм был показан в рамках программы короткометражных фильмов на Московском кинофестивале 1961 года и получил положительные отзывы. Картина принесла режиссёру широкую известность, была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и переведена на несколько языков.
Впоследствии Гайдай снял «Самогонщиков» как продолжение, а Трус, Балбес и Бывалый стали популярными персонажами, появившимися и в других фильмах режиссёра. Они до сих пор считаются одними из самых узнаваемых героев советского кинематографа.
В 1962 году режиссер снял кинокомедию по новеллам О. Генри «Деловые люди». “Боливар не выдержит двоих” и “Успеем добежать до канадской границы” - эти фразы из “Деловых людей” сразу же стали народными.
А с выходом в 1965 году «Операции „Ы“ и других приключений Шурика» начался взлёт карьеры Гайдая.
С этого момента и до середины 80-х годов его комедии пользовались огромной любовью зрителей и заслуженно вошли в золотой фонд советского кино.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1965)
Бриллиантовая рука (1966)
12 стульев (1971)
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Не может быть (1975)
За спичками (1980)
Спортлото-82 (1982)
Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989)
На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди (1992)
К сожалению, последние работы Леонида Иовича не смогли достичь того же уровня, и его режиссёрский путь завершился не на вершине успеха. Но все же можно с уверенностью сказать, что Леонид Гайдай по праву заслужил звание одного из величайших режиссёров советского периода.
Этот уникальный мастер подарил нам множество тёплых и искренних комедий, актуальность которых сохранится ещё на многие десятилетия.
А какую комедию Гайдая вы считаете лучшей?
Комментарии
Лучшая, по моему личному мнению, "Бриллиантовая рука". Не так давно случайно застали начало на ТВ и пересмотрели от сих до сих, но Пленница и Иван Васильевич тоже прекрасны, а в "Не может быть" новелла с "мамуля совсем нехороша" разобрана на цитаты почти вся. Два последних фильма, увы, уже не то, но это ждет почти всех больших режиссеров, если они вовремя не уходят из кино.
Misa, а куда их талант потом девается? Почему он пропадает?
Гость (Гость), не пропадает, просто их время уходит, ну и возраст влияет, я думаю. Мало кто из знаменитых режиссеров до конца жизни снимает блестящие работы. А в комедиях это еще сложнее, мне кажется.
Я бы все же сказала, что эпоха меняется. Наступили "лихие 90-е" и уже очень тяжело стало снимать нечто легкое летящее. То, что раньше порицалось, стало обычным делом - самогонщики, "национальные традиции", сокрытие недостачи на складе с помощью воровства, а то что ранее ценилось - тщательная подготовка перед экзаменами, подработка на стройке, помощь милиции, все это стало старомодным и рудиментарным. Для любого автора тяжело угнаться за временем. Что для Гайдая, что для Рязанова, что для Никиты Михалкова, что для Агаты Кристи.
Charmel (Гость), уже в Спортлото-82 не было такого блестящего юмора, как в более ранних работах, а это еще 80-е были, когда было снято много шедевров другими режиссерами, ну а дальше да... 90-е... Киноязык поменялся, тогда кроме адского кооперативного кино начали снимать молодые - тот же Урсуляк, Тодоровский-младший и т.д. Они чувствовали время, а Гайдай уже нет, к сожалению. Но он снял несколько таких классных фильмов, что не имеет значения, что последние работы были уже не очень.
Жаль что при жизни он не считался талантливым режиссером, и жанр комедий, такого высокого класса, в СССР был не в чести, думаю таких режиссеров боялись чиновники, как бы чего не вышло. И с неохотой к нему шли сниматься актеры и актрисы, он сам говорил об этом на ТВ.
Любимый фильм его Не может быть, включаю его когда режу салаты на НГ.
Все фильмы, начиная с Деловых людей и заканчивая За спичками, смотрела, смотрю и буду смотреть. Такого качества комедии, чтобы удерживать внимание зрителей и действием, и юмором, и легкостью , и колоритом и тд, на протяжении всего фильма еще поискать нужно в наше время. А вот 12 стульев Гайдая, как сейчас говорят, не зашёл. Для меня лучший Остап Бендер это Юрский в Золотом теленке. Спортлото-82 это уже вроде бы тот Гайдай, но уже не совсем. А два последних это совсем не тот Гайдай.
Два последних на взгляд ещё и Харатьян испортил, он не комедийный и вообще слабый актер, в гардемаринах где надо скакать и петь ещё нормально, но комедии не тянет, очень все натужно, но там и все остальные тоже именно трудились пыжились а не играли, может материал был не смешной, сложно сказать , как будто все сразу сошлось, и это прям не Гайдай ни разу
Работы этого режиссера со временем становятся только талантливее .Особенно глядя на тот мусор который поставляется нынешними «гениями» типа Сарика Андреасяна.Все, что у него хорошо получается- это осваивать деньги.Я себе не представляю, как можно ЭТО ВСЕ выпускать на экраны.Поэтому даже если последние фильмы Гайдая не очень нравились- сейчас смотришь их с гораздо большим интересом.И это не потому, что раньше небо было голубее, а трава зеленее.
Мой любимый фильм "Иван Васильевич меняет профессию". Другие тоже нравятся, кроме последних двух.
"12 стульев" мой абсолютный фаворит, в детстве, когда читала книгу, именно таким и представляла себе Остапа, каким его показали Гайдай и Гомиашвили, - статный, уверенный в себе, будто он уже ходил по улицам Рио-де-Жанейро. Идеальный Остап)
А вторая новелла "Не может быть", про проворовавшегося чиновника, до сих пор смешит до упаду, сколько раз ни смотрю)
Лично для меня Частный детектив, хоть и провальный фильм, но у него есть плюсы. Здесь атмосфера 90-х позитивная - все вокруг что-то пытаются предпринять, построить, наладить жизнь. Приятно увидеть молодых Харатьяна и Романа Мадянова. И с детства очень нравится образ главной героини в исполнении Ирины Феофановой
думаю последние фильмы такие слабые потому что захотел сделать актуально,соответственно "духу времени" Но его фильмы были хороши именно наивностью и пионерскостью какой то) Люблю Ивана Васильевича с вот этим Царицы соблазняли меня,Эх,Марфуша нам ли быть в печали,ну и Шпак со своими куртками.А вот 12 стульев его ну,никак.Видимо сама фигура Гомиашвили вызывает отторжение,не раз выкладывали его тусовки с ворами в законе и прочей публики. И .Боже не дай дожить до римейков его фильмов от Сарика
АМКоллонтай, был ремейк Кавказской пленницы, не от Сарика, а от какого-то другого говнодела, судя по фильмографии. Рейтинг на КП 1,1, такого даже у Сарика нет))))
АМКоллонтай, последние фильмы и у Рязанова слабые, а сейчас и нет сильных фильмов, скажу страшную вещь, но советская цензура, как любят нас убеждать, не только старалась убрать острые моменты, но и двигала таланты. Когда художникам, в широком смысле этого слова, все позволяют, им зачастую нечего сказать.
Астранция, да,тот же Тарковский все самое сильное снял в СССР.Плюс "душители творчества" Сталкер дали переснять второй раз,общая стоимость приблизилась к миллиону рублей.
АМКоллонтай,
"Однажды Тарковский пришел на худсовет к Гайдаю по фильму "Бриллиантовая рука". Тарковский, естественно, не ходил ни на какие худсоветы никогда в жизни. Но он очень любил нашего художественного руководителя Лео Оскаровича Арнштама. Арнштам попросил Тарковского сходить к Гайдаю на худсовет: "Приди! Ну не развалишься же". Андрей пришел. Мы посмотрели "Бриллиантовую руку", зашли в кабинет Арнштама, Тарковский первым взял слово и обратился к Гайдаю: "Леня, а сколько куплетов у тебя вот в этой песенке, которую у тебя Миронов поет?" Гайдай ответил, что не помнит точно, вроде бы три. Тарковский так участливо: "Лень, мой тебе совет, отрежь два последних куплета". Гайдай абсолютно охренел: "Почему?" Тарковский ответил гениально: "Лёнь… скучновато". Так Тарковский учил Гайдая снимать нескучное веселое кино, понятное зрителям и любимое народом."
Мой знакомый тоже так считает, что свобода от цензуры дала противоположный эффект. Но мне кажется что в 90х когда полетели нафиг все базовые принципы жизни, чёрное стало белым, профессия проститутки то к чему надо стремиться девушке, быть честным и порядочным стало значить быть лохом, короче все акценты сменились, снимать смешное стало сложно, поскольку превозносить пронырливость и подлость , большинство бы не поняло, а высмеивать старые жизненные моменты (боязнь ОБХСС, самогон,- советские фишки), не актуально, они закончились
Иван Васильевич и бриллиантовая рука мои любимые, как встречаю, так обязательно смотрю, шедевры, не надоедают никогда
Добавить комментарий