Эльза Скиапарелли происходила из богатой аристократической семьи. Она жила во дворце в окружении картин и скульптур. Роскошный образ жизни способствовал развитию тонкого чувства к прекрасному. Она стала знаменитостью, с которой все хотели встретиться, модельером и дизайнером, с которой многие хотели сотрудничать. Поворотным моментом в творчестве Эльзы стало знакомство с Сальвадором Дали. Они были хорошими друзьями, а их сотрудничество - новаторским, как и многое в творчестве Эльзы. Союз Скиапарелли и Дали стал, по сути, первой в мировой истории моды коллаборацией модельера с художником. Их совместная работа подарила множество знаковых вещей. Взаимопроникновение искусства в моду и наоборот. Эта пара сумасшедших людей превратила свои мечты, кошмары, желания и чувства в цвета, формы и текстуры, которые покорили весь мир.
Начнем с того, что омар или лобстер, это одно и тоже название, по сути, морского рака. Лобстер от омара ни чем не отличается. Единственная разница между омарами и лобстерами заключается в названии. А точнее — в транскрипции. На английском этих морских обитателей называют lobster, на немецком — hummer, а на французском — homard. Телефон с трубкой в виде омара Сальвадор Дали создал в качестве протеста против поклонения технике и средствам аудиокоммуникаций, которые отдаляют людей друг от друга. Произведение было представлено на первой Лондонской выставке сюрреалистического искусства в 1936 году. Идея "телефона-омара" возникла в голове у Сальвадора Дали в 1935 году, когда по заказу нью-йоркского еженедельника American Weekly художник изобразил "телефон-будущего" - телефон, у которого роль трубки выполняет омар. Как несколько позже объяснял сам Сальвадор, в основе этого удивительного объекта лежит очень простой тезис: омары или лангусты в будущем должны будут полностью заменить телефоны.
В 1937 году этот шедевр сюрреализма вдохновил кутюрье на создание своего знаменитого платья "Омар". Рисунок лобстера Дали набросал для Скиапарелли на салфетке, во время совместного обеда в ресторане. Эльза всегда восхищалась творениями Сальвадора Дали и это была не последняя их совместная работа. И именно оно способствовала новому витку соперничества с давней "противницей" Скиап - Коко, потому что "омара" заказала герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон, одна из самых "дорогих" и уважаемых клиенток Шанель. Существует клише: Chanel якобы воплощала рафинированную простоту и французский шик, а Schiaparelli — буйную фантазию и яркую декоративность. Но это не соответствует действительности. Вещи Chanel 1930-х годов были вполне декоративны, а вещи Schiaparelli отличалась подчеркнутой ясностью и простотой. Ее линии просты и благородны, ее силуэт, будь то плоский, прямой и вытянутый в ранних 1930-х или с жесткой расширенной линией плеч и драпированными юбками поздних 1930-х, всегда отличался чрезвычайной четкостью. Модные критики отмечали ее чувство цвета и «талант к простоте», а журнал Vogue в 1930 году пишет, что ее одежда необычна, элегантна, практична и на ней «нет клейма эксцентричности». Принципиальное отличие Скиапарелли от Шанель в том, что она пыталась использовать в своей дизайнерской практике метод сюрреалистов, механизм воздействия их арт-объектов.
Платье было представлено в коллекции 1937-го года. Внешне вполне себе классическое, лаконичное, А-силуэта платье с глубоким вырезом из белой органзы, длиной в пол, заканчивается оборками у подола, а лиф собирается поясом trompe l'oeil. На юбке - омар, расположенный так, что зрительно сужает талию. Но угнездился он прямо между ног хозяйки - символизируя сексуальность женщины и шокируя в достаточной степени окружающих. Рисунок нанесён с двух сторон — спереди и сзади. Так же можно заметить на фоне маленькие зелёные листья (петрушки?). По легенде, Дали был разочарован тем, что Эльза не позволила ему добавить к готовому платью последний сюрреалистический росчерк — майонез).
Платье произвело настоящий фурор. Сейчас никого не удивишь принтами, а тогда это был прорыв. Омар размещается между ног обладательницы платья, недвусмысленно символизируя сексуальность женщины. Кроме того, в этом платье для британского Vogue снялась экстравагантная Уоллис Симпсон, она же герцогиня Виндзорская. Она была одной из самых «дорогих» и уважаемых клиенток Коко Шанель — главной соперницы Скиапарелли, что добавило масла в огонь. Дилис Блум пишет: «Битон сделал почти сотню фотографий во время сеанса с Симпсон, и Vogue посвятил результатам восьмистраничный разворот». На одной странице были помещены две фотографии Симпсон в платье Лобстера в саду замка Конде.
Хотя платье Скиапарелли не типично для моды 1930-х годов, оно соответствует некоторым общим аспектам современного стиля.
"Миссис Симпсон выбирает популярные модели Schiaparelli для своего весеннего гардероба". Women's Wear Daily, Vol. 54, Iss. 87, (5 мая 1937 г.)
В 1969 году мадам Эльза Скиапарелли подарила платье Художественному музею Филадельфии.
Платье-лобстер несколько раз появлялось в 21 веке. Структурированное платье с расшитым бисером лобстером по бокам было сшито Prada для Анны Винтур на заказ в 2012 году для Met Gala «Скиапарелли и Prada: невозможные разговоры».
В 2017 году креативный директор Дома Schiaparelli Бертран Гийон (Bertrand Guyon) создал весеннюю кутюрную коллекцию, на создание которой его вдохновили две фигуры – самой Эльзы Скиапарелли и Ги Бурдена, чьи фантастические изображения были неразрывно связаны с домом. Платье представляет собой еще одну версию оригинала в форме колонны, но с мягкой драпировкой и асимметрией, которые, как мы надеемся, одобрила бы Скиапарелли. Его лобстер такой же мягкий и сюрреалистичный, как и оригинал, но сделан из аппликаций, и он занимает такое же почетное место на юбке. Как не удивительно, но современные вариации платья с омаром более скромные.
В 2022 году в Парижском Musee des Arts decoratifs проходила выставка «Shocking! Сюрреалистические миры Эльзы Скиапарелли». Выставка была сделана с большим размахом и действительно показывала все те «миры», в которых Скиапарелли формировалась как кутюрье и как человек, которого ее главная конкурентка Коко Шанель называла «художник, шьющий одежду».
На выставке рядом с платьем висел макет обложки для журнала "Минотавр", который был выполнен Сальвадором Дали в 1936-ом, где омар (куда более, кстати, натуралистичный) вылезает из живота самки минотавра. Трактовку сюрреалистической интерпретации платья дает в каталоге выставки Жан-Луи Гельмен, исследователь дизайна и декоративных искусств: "Омар расположен на подоле так, будто появляется из живота женщины. (И надевшая это платье для съемки в Vogue Уоллис Симпсон, будущая герцогиня Виндзорская, не могла не понимать этого пугающего и эротического подтекста). Так Скиапарелли переводит язык сюрреалистического искусства на язык сюрреалистической моды, так работает ее собственный сюрреализм: строгая простота силуэта — острота, неожиданность и глубина ассоциаций, вызванных деталями".
источник: fashionhistory, интернет
Комментарии
Современные версии красивые, но когда лобстер не прямо на том месте, это смотрится не так провокационно)))
Misa, Мне современные понравились даже больше чем оригинал.
Вот бы Меган пригласили на Мет Галу и она скосплеила Уоллис Симпсон. Хочу обсуждений на две недели вперед. Джемовая возня утихла, стало скучно.
Miska Salata1, я надеюсь, платья с МГ мы и без Меган обсудим если что, но я уверена, что сейчас ее команда придумает что-нибудь новенькое. Контент же надо производить!
Misa, платье про искусство вызова, но не про красоту:)) в 30-ые годы это наверное вообще был общественный взрыв😅
интересная история, спасибо
в наше время лобстер на оригинале не выглядит провокационным, имхо; но тогда, как написали, да
у Винтур шикарная аппликация
Мне очень понравилось, как юбка платья выглядит на Симпсон на чб фото, где она с вениками стоит. Как-то воздушно, легко, ткань как будто что-то вау. На манекене некрасиво
Мне не нравится между ног омар. Не из-за провокации, а просто моему ощущению красивого так некрасиво)). Вдоль бёдра было бы интереснее
Ощущение... ну как будто "протекла" девушка. Мне не очень.
У уоллис на фото хвост омара как раз расположен там, где кормилица. И по форме ее напоминает кстати. Может в этом и была задумка?
olanv, конечно, именно в этом))) Поэтому омар на боку не так прямолинеен)))
Умеют некоторые овно представить как конфетку, а по факту просто хайп. Омар похож на женскую матку на рисунке, а где обнимает Дали за колени - мужской член. Вот и весь модернизм, побольше пошлости, и вам культ платья обеспечен.
Автор интересная рубрика - спасибо!
Платье вызывает совершенно земные и прямолинейные ассоциации - весна, первая нежная зелень деревьев, зелёный салат, вкусный оранжевый омар на контрасте) Подол платья с воланом - фарфоровое блюдо. Нежно, салатно, аппетитно. И действительно как - будто не хватает ложечки майонеза, но без прямолинейности омара.
А вот омар на платье Анны заставил себя разглядывать - искусно создан товарищ что в плане цветовой магии, что в плане камней - деталей. Искусно, завораживающе.
Казалось бы, где высокая мода, а где омар)) и тем не менее, понравилось. Наверное, это и есть гений искусства.
Омары могут жить до 100 лет, а люди их ловят и пожирают. Я живу на берегу океана, в отдалении есть рыбацкое поселение. Они сезон ловят рыбу, сезон ловят лобстеров. Как-то привезли мне дюжину, схомячила, но просила больше не привозить. Они просто произведения искусства, в чем необходимость их уничтожать?
amandapereiradesouza, Дюжину?? Я одного едва могу осилить
Bubblingirl, ну не за один присест же, и не одна 😂
amandapereiradesouza, Из Вашего комментария это неясно
Наконец-то на моих комментариях начало сказываться отсутствие практики русского языка 🤦
Добавить комментарий