Обычно я не очень люблю гиперреализм (его еще называют фотореализм). Меня, конечно, восхищает мастерство таких художников, но в целом - не люблю, какой-то эффект зловещей долины. Мне куда больше по душе импрессионисты с их захлестывающими чувствами или изысканные томные прерафаэлиты. Но иногда попадаются такие гиперреалисты, которые не вызывают тревоги (а в некоторых работах даже видится магический реализм). Об одном из таких художников я хочу рассказать сегодня.
Сорин Сорин (Sorin Sorin) - молдавский художник. Из-за того, что фамилия Сорин очень распространенная на постсоветском пространстве, в интернете много путаницы, вплоть до того, что не везде пишут правильно имя. Поэтому я написала художнику, и, к моей радости, он ответил очень по-доброму и согласился рассказать о себе.
Первым делом я спросила, конечно, об имени)
Сорин Сорин: Меня так и зовут, Сорин (имя), Сорин (фамилия), каким бы это ни казалось странным, но так и есть в паспорте. Владимир (Владимирович, если вам угодно) - это патроним. Еще смешнее было бы, если у меня был бы сын и назвал бы тоже Сорином (как многие в семье именуют своих детей своими же именами), то Сорин бы повторялся трижды (!). Это забавно, но проблематично при знакомстве, предъявлении документов, или даже в соцсетях (в фейсбуке к примеру, нужно было именовать реальным именем аккаунт/профайл, и админы попросили предъявить копию паспорта. После они извинились, мол, думали, что это прикол).
Итак, мы теперь точно знаем имя и немного биографии, той, что кочует из статьи в статью - родился в Кишиневе 29 ноября 1966 года, получил художественное образование: сначала в детской школе искусств им. А.В. Щусева, затем окончил Республиканское училище им. И.Е.Репина, факультет изобразительных искусств (сейчас - колледж изящных искусств им. Александру Плэмэдалэ). Срочную службу проходил в Казахстане - вот, в общем-то, и всё.
А то, что вы прочитаете ниже - это уникальная информация от самого художника, из первых рук, нигде ранее не публиковавшаяся. В общем, мне удалось получить эксклюзив)
Сорин Сорин о своей жизни: С детства я чувствовал тягу к краскам и любил красить все подряд, от игрушек до каракулей на чем угодно. После 5-го класса средней школы поступил в детскую художественную школу. Там я уже четко определился, что буду художником. Из родителей только мама чуток умела рисовать, но я понял, что искру получил от моего прадеда, который в свое время был мастером на все руки, и в первую очередь - оружейником.
Детскую художественную школу не закончил за 6 месяцев до окончания учебы, которая должна была длиться 4 года, т.к. после оценки все работы забирали в фонд школы (лучшие работы всех учеников), а мне нужно было предоставить определенное количество работ для поступления в Республиканское Художественное Педагогическое Училище им. И.Е. Репина в г. Кишинев. Я стал рисовать дома. Впрочем, детская школа предоставила мне свои работы из фонда, так что у меня было что показывать при поступлении. После РХПУ я ушел в армию (Казахстан, Экибастуз), где был отрядным художником. По возвращении устроился художником-постановщиком на национальном телевидении, где проработал около 10 лет. Потом был большой период свободы, после чего я поработал вебмастером - тоже около 10 лет - в Союзе Художников Молдавии. Сейчас я снова свободен и счастлив этим, потому что все время в мое распоряжении.
Old fishing boat, oil on canvas and cardboard, 9.44x13.7in (240x350mm), 2021
blue jay, 2002, fabric on cardboard, oil, 285x178 mm
Montemerano's street. Tuscany, Italy, 2007, oil on canvas, 760x1015 mm
Country horse, 2001, fabric on cardboard, oil, 151x201 mm
Sonoma Country Coast, oil on canvas, 24h x 40w (610x1015mm), 2016
Сорин Сорин о вдохновении: Не хочу выделять кого-то особенно, но могу сказать что в ранние годы вдохновлялся русскими передвижниками и некоторыми зарубежными маринистами. А вообще я считаю, что вдохновения не нужно ждать. Оно приходит с хорошим настроением и хорошей погодой. Если имеется депрессивная ситуация, то лучше забыть про живопись - это вам не забивать гвозди.
Afterglow, Rome, oil on canvas, 30h x 40w (760x1015mm), 2015. South-West Gallery, Dallas
Lilacs, 2005, oil on canvas, 606x400 mm
Сорин Сорин о других стилях и жанрах живописи: Я сторонник обычного реализма в масляной живописи. Многие называют меня гиперреалистом, или фотореалистом, но я с этим не совсем согласен. Хотел бы попробовать снова себя в акварели (в детской школе чересчур наелся этим), но вечно кормлю себя “завтраками”.
К другим направлениям отношусь просто с уважением и пониманием. Сделал парочку картин на заказ в стиле абстракционизма, и могу сказать, что особенного удовлетворения не получил. Я считаю, что абстракция - это картины для украшения интерьера. Вроде вишенки на торте, что ли. А вот реализм - это картина для души. С реалистичной картиной вы можете почувствовать эмоции, воспоминания, настроение, желание и многое другое.
Highway Coiffure, Bronesti, fabric on cardboard, oil, 10h x 18.31w (255x465mm), 1999
Evening, oil on canvas, 24h x 36w (610x915mm), 2007
Вообще, я хочу сказать, что Сорин Сорин напрочь лишен тщеславия и не любит, когда его чересчур хвалят. Единственной его просьбой ко мне при написании поста было - чтобы пост о нем получился не пафосным или как о ком-то необычном. По его словам, он старается "не выпрыгивать высоко, а просто работать в мастерской". И на мои слова о его особенном стиле он ответил: "Здесь я затрудняюсь ответить, т.к. выражение “сразу понятно, что [картины] написаны именно Вами” весьма спорно. Это, скорее всего, вопрос к посторонним, а я вижу собственные картины такими, какие они есть, и не сказал бы, что они выделяются чем-то от обычного реалистического пейзажа".
Old Kishinev. Cojocarilor str, oil on canvas, 8h x 16w (23x40cm), 2017
Gondola through Connaregio II. oil on canvas 30x40 in 76x101cm 2018
Реалисты пишут так, как видят, но это не означает, что такая живопись проще или не имеет стиля. Любой художник, любой творец приносит частичку себя в свою работу. Хотя Сорину не нравится слово "гиперреализм" и он предпочитает называть себя просто реалистом, но зачастую его картины трудно отличить от фото. В то же время в них есть стиль, почерк, присущий только Сорину: это и цвета закатного неба, которые он часто использует - голубой с розовинкой, переходящий в глубокий синий. Это и отношение художника к тому, что он изображает: спокойное, будто слегка отстраненное, но не равнодушное, а теплое - то есть мы видим, что ему нравится то, что он пишет. Это и отношение к миру - в картинах Сорина мало людей, а там, где они есть, они не занимают главную роль (за редким исключением). Главное в его полотнах - это то, что окружает нас, будь то природа или архитектура, и то, как сам художник взаимодействует с этим, как с этим будем взаимодействовать и воспринимать мы - те, кто смотрит на картину. Мне видится во всех, даже в солнечных, картинах Сорина светлая печаль, грустная задумчивость. Возможно, это лишь мое восприятие. Возможно, это та самая причина, по которой мне так нравится его творчество.
Prut river, 2000, fabric on cardboard, oil, 285x442 mm
Parc des Buttes Chaumont, 2013, oil on canvas, 760x1015 mm
Людей в творчестве Сорина действительно немного, а там, где они есть, они написаны более схематично, чем даже здания вокруг них. Это особенно заметно в таких картинах, как "Париж - город любви". Но это не означает неспособности художника нарисовать человека - посмотрите на картину "Не тронь мою бабулю!", на то, как выписаны внучок-защитник, его эмоции, на лицо пожилой женщины. Это мастерство высшего уровня. Просто, как мне кажется, на тех полотнах, где люди не выписаны тщательно, это сделано специально. Люди - скорее фон, они не должны отвлекать внимания от окружающего мира.
Paris, - orasul ibirii. 2021, ulei pe panza, 61x91cm. (Париж, - город любви. 2021, масло на холсте, 61х91см)
Don't touch the grandma!, fabric on cardboard, oil, 8h x 6.w (202x154mm), 2000 (Не тронь мою бабулю!)
Saint Jean Baptiste de Belleville, 2014, oil on canvas, 760x1015 mm
Snowy roofs, Oil on canvas, 36 x 24 in. 2019
Сорин Сорин о хобби: Насчет живописи я бы сказал просто - сочетание полезного с приятным. Второстепенных занятий-хобби много, но все меньше и меньше времени выделяю этому - увы, стареем. Итак, из спорта, конечно, велосипед. Сам собираю свои велосипеды и имею несколько (от горных до шоссейных). Сейчас катаю меньше, но раньше (2015-2020) набирал 8000+ км в один год. Еще с 80-х любил увлекаться электроникой (сам чиню аппаратуру), с 90-х начал программировать. Фото - ну а как же без этого! Не жалел раньше время на все хобби, но сейчас почти все отдаю картинам.
Golden autumn, oil on canvas, 24h x 36w (610x915mm), 2006
Flower shop by the academia, oil on canvas, 36h x 24w (915x610mm), 2007
Сорин Сорин о картинах по фотографии: Это зависит от задачи и желания. Не вижу особой разницы в создании картин с натуры или по фото. Даже Шишкин в свое время приучал своих учеников писать с фото. Я часто пишу прямо с экрана монитора (очень удобная штука), а также есть и такая вещь, как импровизация. Большинство морских картин - сплошная импровизация.
Fatal finale, 2004, oil on board, 200x306 mm
Сорин Сорин о картинах на заказ: Теоретически да, но опыт уже подсказывает, что этого делать не надо. Разве если уж деваться некуда и нужны деньги. Рисковое дело в плане удачности результата. Я почти не делаю сейчас ничего на заказ. Пишу, что душа диктует, а дальше уже сам Бог рапоряжается.
Tunnel, 2007 oil on canvas, 610x1000 mm
Autumn fields, 2004 oil on canvas, 610x915 mm
Сорин Сорин о том, что он вкладывает в свое творчество: Я просто стараюсь получить удовольствие от воспоминания того места, что проявляется в новой картине. В случае с чужой фотографией я стараюсь максимально передать ту красоту, что увидел и то, что впечатлило меня в этом изображении. Впрочем, ничего сверхумного, всевысшего и суперзадачного не стараюсь делать. Просто хочу радовать глаз, да и себя балую процессом работы.
Doges Palace Mist. oil on canvas, 24h x 36w (61x91cm), 2018. Harte International Galleries, Lahaina, Maui HI 96761
The curious cock, 2004, oil on board, 255x308 mm
Twilights, 2003, fabric on cardboard, oil, 200x301 mm
Котика напоследок я не нашла, поэтому пусть будет картина с собачкой и фото роскошного кота художника)
Kishinev, Ciuflea, 1997, fabric on cardboard, oil, 465x720 mm (Кишинев, Чуфля)
На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!
Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.
Комментарии
За исключением 3х понравилось все. Позитивные картины очень
Спасибо,очень понравились почти все картины,которые настолько реалистичны.что похожи на фото.Верхняя картина где шторм и сильно с зеленью волны,напомнила Айвазовского.Как приятно,что вы лично пообщались с художником)
ammy, спасибо)
Limpamponi, вам спасибо)
Limpamponi, я просто обожаю ваши посты! Пусть не все художники мне близки, но ваша деятельность достойна восхищения))
Не понимаю смысла суперреализма в эпоху когда ИИ может тоже самое напечатать и обойдется в разы дешевле.
Гость (Гость), ну смысл наверно в том, что это написано рукой человека, а не ИИ. Зачем тогда в целом живопись как искусство, если есть ИИ?
AI генерирует то, что уже и так есть в сети, например. Но это все вариации. Только человек пока ещё способен получить реальный жизненный опыт и воплотить его в творчестве или другой работе. AI это не доступно.
Интересно. Большое спасибо.
Красиво! Потрясает, что можно нарисовать так - от фото не отличить!
Понравилось здание, увитое плющом и улица Кишинева со старым домом,- полуденные тени красиво ложатся, аллея со скамейками...очень душевно)
Обожаю пейзажную живопись, особенно сельские пейзажи, ну а уж итальянские да со старинными постройками, то я просто млею))) ну а что касается супер реализма, меня это совсем не смущает, если заходит сюжет и цветовая палитра, ну и тем более, когда понимаешь, что это сделано рукой человека, а не бездушный ии, который иногда сочетает такие несоединимые компоненты, что просто до абсурда ))) меня гораздо больше трогает личный ракурс художника, угол зрения, настроение и атмосфера)))
Спасибо!
Я бы не повесила эти картины в доме, выглядят четко и реалистично, но в тоже время туманно, размыто и довольно мрачно. Как будто смотрит человек с плохим зрением. Печалька.
Такие же точно впечатления. Сплин и грусть
stillus, искусство тем и хорошо, что каждый может найти что-то, близкое по духу лично для себя. Через 1-2 поста я собираюсь написать об итальянской художнице, которая пишет в стиле, который сама называет романтическим реализмом, возможно, вам понравится больше)
Не увидела ни где фото, но может такая выборка, понравились все картины, и море, и внучёк, и небо.
Спасибо художнику и автору поста, теперь это со мной надолго
Никогда не слышала о таком жанре. Спасибо, что просвещаете. Выглядят как фотографии, абсолютная точность. Они ведь полностью нарисованы от и до? Я правильно поняла? Зря не пишет портреты людей, у него здорово получились бабушка с внуком.
Кость (Гость), да, это полностью нарисовано. Меня просто поражает мастерство, особенно на картине, где здание в зелени утопает - это ж неотличимо от фото.
А насчет нравится ли такой стиль. Ну вот муж мой, например, считает, что только гиперреализм - это настоящее искусство)) типа - нарисовать цветные пятна любой может, а вот нарисовать так, чтобы это выглядело реально, как на фото - это высшее мастерство. А я больше люблю импрессионизм, магический реализм, и мастерство и талант вижу в разных стилях. В общем, искусство - это такая тонкая материя, где каждый может найти свое - и зритель своего художника, и художник своего зрителя.
С удовольствием купила бы себе работу этого художника. Мне понравилось. Пусть и фотографическая точность, но тепло от картин идет, очень трогают.
Большое спасибо, что просвещаете нас!!!
Добавить комментарий