«Я требую продолжения банкета!» (С). Ибо праздновать-то я начала несколько дней назад, см. кинофлешмоб. А сейчас в самый раз продолжить… рассказ о юбиляре. И рассказывать буду не о его биографии, не о происхождении (об этом я когда -то писала на сиреневом, если есть вопросы могу ответить) и не о личной жизни (он настолько зашифровался, что даже те маркеры, по которым я могла отслеживать его матримониальное состояние на данный момент – полностью скрыты). О фильмах. И опять же не о «Экипаже», «Движении вверх», «Вызове» и тп. Поскольку не хочу вот этого вот «фу,старый фильм был лучше», «фу, там жеж переврали историю, хотя я ещё не родилась, но мне жеж рассказывали», «фу, там жеж Пересильд», «фу, там жеж Петров». Да, есть в фильмографии Машкова и фильм с Петровым, «Герой» (2019). Американцы же первые запричитали, что чихнуть не могут без российского вмешательства, ну получите фашист гранату крепкий боевичок про сеть русских агентов по всему миру.
Но рассказ будет о фильмах, которые, как мне кажется, заслуживают просмотра, потому что там есть чем зацепить зрителя, духом эпохи, ушедшими любимыми актёрами или «непойми чем, но цепляет».
Начну с дебюта, того самого, с псилобициновым названием. «Зелёный огонь козы» (1989). Автор сценария - Аркадий Высоцкий, ему этот фильм засчитали как дипломную работу во ВГИКе. Типичное перестроечное кино обо всём и ни о чём конкретно. Молодой Машков бродит по перестроечному городу, с митинга на днюху, с днюхи на митинги. Но атмосфера! Смотрится как документалка. Блин, какими ж все наивными были на тех митингах-то. Фильм ещё интересен и тем, что это один из немногих фильмов, где герой Машкова не «одинокий волк», а у него есть мама (та-да-да-дам ... Маргарита Терехова) и папа (та-да-да-дам ... Виктор Авилов).
«Я-Иван, ты -Абрам» (1993). Гран При ММКФ 1994 года, страны производства Франция-Беларусь. Фильм с зашибительным кастом: Олег Янковский, Зиновий Гердт, Ролан Быков, Даниель Ольбрыхский, Армен Джигарханян, Александр Калягин и примкнувшие к ним Машков с Серебряковым. Герой Машкова –«духовный брат» Давы Марковича, еврей-коммунист Аарон. В отличие от героя «Ликвидации», родившегося в Одессе, он появился на свет на некоей территории Восточной Европы, которая переходила туда-сюда между двумя войнами. И где быстрее получится перечислить народы, там не живущие, чем там живущие. Фильм, сотканный из реализма бедняцкой жизни, практически документальных этнографических съемок, красоты неброской природы, да ещё в черно-белом формате. Аарон – голодный худой юноша (и офигеваешь, зная что во время съемок этого фильма Машков одновременно играл в театре две возрастные роли, да ещё какие - в «Ревизоре» и «Матросской тишине»), бежавший из политической тюрьмы ( во как судьба параллели рисует, прадед Машкова, эсер Зеленский когда -то тоже бежал заграницу от царской охранки) и пробирающийся через всю страну к своей невесте, чтобы уже с ней уехать в Париж. В финале фильма он, один из немногих, спасся от погрома. Но кто знает, что с ним было потом, успел ли он покинуть Париж до сдачи его немцам, вступил ли в деголевское Сопротивление, это мы можем только мысленно дорисовывать его судьбу. Примечательно, что практически всю свою роль Машков сыграл на идише.
И это я называла фильмы, снятые до «Лимиты» и «Подмосковных вечеров» (1994), давших Машкову номинации на «Нику» и титул секс-символа российского кино. Подтверждаю! Особенно сексуален он в «Подмосковных вечерах», плотник в итальянском брендовом шмоте.
«Мама» (1999). Фильм, с концепцией которого я категорически не согласна. Показавшемся мне подспудной попыткой если не оправдать, то понять семейку террористов Овечкиных. Но это была последняя роль Нонны Мордюковой, сыгравшей ещё одну кинематографическую маму Машкова, одного из братьев-музыкантов. Примечательно, что за год до «Мамы» в фильме «Сочинение ко дню победы» (1998) теперь уже папу героя Машкова сыграл сам Вячеслав Тихонов. А Мордюкова для Машкова – самая великая актриса, с чем я согласна. Повезло, что успел поработать с ней в одном фильме.
«Питер FМ» (2006). В прошлой статье я упомянула, что у хорошего актёра биография героя считывается даже если о ней не сказано ни слова. Доказать? Лехко! Маленький эпизод, ровно 43 секунды. Что я могу сказать о герое? Питер, не интеллигенция, скорее правильная рабочая семья, сыночек , может даже небесталанный в какой либо области, не циник, не чужд романтике, учился на шаляй валяй, не поступил или даже не пытался, зато пытался запрыгнуть в «последний поезд» строителей БАМа – больше даже не для заработка и фирменного шмота, а для смешного уже в конце 80-х «тумана и запаха тайги», после этого Дружба( ныне с.Достык, Казахстан) -Алашанькоу 1990 , открытие сквозного ж\д сообщения СССР-КНР о чём нам сообщает футболочка, видимо бережно сохраненная мамочкой после возвращения сего персонажа в Питер, ибо не застирана, но теперь и она в ход пошла, спиваемся потихоньку, но жены приходят и уходят, а мама любить безусловно. Уф…и вот ЭТО выходит из подворотни и хватаясь за печень клеится к девушке... Я б дала! Нежно люблю эту роль. Хоть и всего 43 секунды.
Ещё один маленький эпизод. «Любовь за любовь» (2013), мини сериал по новелле Стефана Цвейга, перенесенной в Российскую Империю. Там вся роль-то у Машкова по сути – одна фраза. Но боги, как она произнесена! «Ну вот и война…». И всё! Там по сюжету ещё пара фраз и пара взглядов. Но уже всё предельно ясно, и что было в прошлом у этого ротмистра …балы, красавицы… присяга Царю и Отечеству…, и сейчас – офицерская честь, долг и любовь к Родине, и в будущем – гибель в первом же бою Первой мировой. Без вариантов. Вот ради того, чтобы ТАК сказать и пригласили такого актёра на всего лишь эпизод.
«Григорий Р.» (2014). Роль, которая по всем стереотипам, взрощенным в советское время не без оглядки на конъюнктуру господином Пикулем и иже с ним, должна была пребывать в кинофлешмобе о злодеях. Если бы не смелость создателей, сценариста Володарского, режиссера Малюкова и конечно же Машкова, исполнителя главной роли. Распутин – народный заступник, целитель, провидец, а не «вот это вот всё с императрицей». Правду мы всё равно не узнаем уже никогда. А вот как изображать «химию» между героями, не укладывая их в постель, полезно будет посмотреть студентам творческих вузов, по сценам с Вырубовой (Екатерина Климова) и Распутиным (Машков).
«Медное солнце» (2018) И опять главная роль. И какая! В предыдущем кинофлешмобе весной этого года я поставила эту роль в один ряд с ролью Абрама Шварца в фильме «Папа». Потому что это типичный персонаж русской литературы. Маленький человек в трагичных обстоятельствах. Маленький человек, от которого, казалось бы, ничего не зависит, но без которого… Земной шар не вертится, простите за пафос. А теперь позволю напрямую процитировать рецензию на Кинопоиске, ибо автор этой рецензии я и есть.
«Вот до боли знакомый, реальный, земной типаж — фанатично увлеченный своим делом, будь то музыка, астрономия или выращивание винограда на севере, провинциальный (или вышвырнутый судьбой из столиц) мужик, немного не от мира сего, непонятый и обычно одинокий. Да, пьющий, но изо всех сил держащий фасон — побриться, переодеться — обязательно! Не надо ничего додумывать. И, честно говоря, неважно, почему он такой — такой и всё! Машков просто загляденье в этой роли. И разумеется, актёр такого масштаба затмевает всех.
Ну а внешний фон, политическая подоплёка, историческая реальность, будь то раскачка ситуации «новыми басмачами» или первые секретари тамошних райкомов, в одночасье легко и естественно превратившиеся в баев — это всё правда.
Да, может быть, и есть к чему придраться (я не про расположение значков на форме). Сюжет иногда притормаживает. Поступки может быть и не всегда логичны — а в реальной жизни всё поддаётся логике? Не претендую на звание знатока ТТХ стрелкового оружия и т.п.
Но… не могу поставить иную оценку кроме самой высшей — за душу, за чувство сопереживания, за… ну назовите это катарсисом. Эх, мальчики...»
И напоследок про катарсис. И про театр.
«Ревизор» (1993) запись первой версии театрального спектакля Табакерки. По злой иронии судьбы, ровно тогда, когда я купила билеты на уже нового «Ревизора», а заодно и авиабилеты в Москву, разразился тот знаменитый пандемический локдаун и всё отменилось. А потом жизнь так заверте… что никак пока Москва не вписывается в моё жизненное расписание. Надеюсь - «прорвёмся»… но я возвращаюсь к спектаклю…
Да, что-то похожее на катарсис я испытала и тогда, когда на Ютюбе нашла технического качества запись спектакля. Первый классический состав. Игорь Нефёдов играл почтместера. И молодой (30-и ещё не было) Машков, в роли Городничего Сквозник-Дмухановского, отца дочери-невесты. Как же всё ярко там по ходу спектакля, и как трагично в финале. «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» Слова не автора, не некоего «положительно-назидательного резонёра», а самого что ни на есть якобы «мерзкого» персонажа. То, что спектакль получился именно о Городничем, а не о Хлестакове, как в других театрах – это очевидно. И для меня очевидно, что спектакль этот теперь мне «душу греет». Хоть эпизод, но посмотрю в трудную минуту.
Ну теперь пора закругляться с празднованиями. Ещё раз, Владимир Львович – многие лета и побольше новых ролей!
Комментарии
Не смотрела "Медное солнце", но роль Абрама Шварца в фильме "Папа" довела меня до слёз. А за пост спасибище!
тоже очень не понравился посыл Мамы, когда в реальности им трех трешек, предоставленных государством(!!!) не хватало, там они типа всем нужны, а по фильму они подстреленного сыночку за бугор на операцию везут.
уж молчу о том, чем кончилась история в реальности (мать и всех старших поперестреляли, лежали обгоревшими головёшками, у младших попереломана жизнь, один недавно исполнил свою мечту - помер зарубежом), а в фильме мы должны сочувствовать Нонне и умиляться дружным братьям.
вообще непонятно, почему эти Овечкины взяты за основу, почему переиначены и почему должно быть понимание с сочувствием.
nify, тоже ожидала от "Мамы" большего с таким-то актерским составом. Получились какие-то сопли.
Ну, когда-то красивый подающий надежды актер. Теперь... ну такое . Исключительно мое мнение, с которым бесполезно спорить. Спасибо ему за дочь, надеюсь, у нее получится то, что у папы не вышло. Оч хорошая девочка, немного неожиданно, что у такого человека, но главное то, что играет как и папа когда--то хорошо👍
Interpretation… (Гость), единственное, что получится у Марии Машковой - красиво обосраться за бугром. никому там не усралась актриса мария машкова (отказалась от отца, стыдишься его? отказывайся и от его фамилии, небезызвестной за океаном). будет играть какую-нибудь русскую бабищу с седьмого плана, обязательно с отрицательным шлейфом (а как иначе-то, жри большой ложкой), потому что и немолодая уже и владение языком выдает и потому что никто.
nify, а предателям цена всегда одна, у всех
А то американцы дураки.
nify, а сразу на уме Павлик Морозов, которого так любили приводить в пример люди со светлыми лицами))
Автор, прочла с огромным удовольствием! На футболку не обращала внимания, хотя смотрела много раз). Его эпизод там просто мини-шедевр. Очень хочется, чб у нас на кинонебосклоне было побольше таких звёзд и отличных фильмов с ними.
Хорош! И сказать больше нечего.
Автор, замечательный авторский пост!
Машков один из мастодонтов рождённых в СССР. Везде свой почерк игры.
"Папа" смотрела по записи театральную постановку и кино. Обе понравились. В Питере ФМ он конечно классный, но я всех актеров люблю в этом фильме, как и сам фильм, его атмосферу, когда дочь собиралась туда поехать с ней смотрела этот фильм.
Не просмотренные фильмы взяла на заметку.
Примите поздравления!
Завидую вам немного: так искренне фанатеть по однообразному, некрасивому, а теперь ещё и помято-старому актёру - это дар -)))
Для меня всё эти участники проститутошной под названием "шоу-бизнес" давно не вызывают ни интереса, ни восхищения. Делают свою работу - и норм. Всё эти "фанатения" уже давно вызывают тошноту. Особенно после очередного интервью представителя этой низко профессиональной братии.
FannyDV, желаю вам, чтобы ваши любимые люди были так же помяты и старо некрасивы.
Добавить комментарий