Конечно, я и не рассчитывала пролить свет на то, как вчерашние студенты становятся чиновниками топ-уровня, но все же информация погрузила меня в эпоху СССР и оказалось довольно интересной. Делюсь.
Начнем с того, что сам Сергей никогда и не скрывал, что он из "блатных", наиболее подробно об этом он рассказал в интервью для журнала GQ: "У меня дедушка — Герой соцтруда, дважды лауреат Сталинской премии, трижды награжден орденом Ленина и трижды — орденом Трудового Красного Знамени, ученый, руководитель военного оборонного комплекса. Я из «блатной» семьи. На ведомственном доме, где я жил, висит мемориальная табличка в честь моего деда. Напротив меня жил директор авиационного завода. Под нами директор завода «Красное Сормово». Над нами — директор автозавода".
Напомню, родился Сергей Капков 10 декабря 1975 года в городе Горьком (сейчас — Нижний Новгород) и посмотреть на дом, где жила элита Советского союза, мне показалось крайне любопытным. С такими именитыми жильцами найти одно из возможных мест оказалось нетрудно. Собственно вот он - возможно тот самый ведомственный дом под номером 6, расположенный по адресу Верхне-Волжская набережная. Построен кстати в 1953 году, так что на момент проживания там Сергея, считай, новехонький.
Фото внутри найти почти не удалось, только частные с авито, которые тащить сюда не буду. Просто скажу, что внутри типичный совок. Крашеный пол, кухня 7 метров (я вообще подумала, что это коридор), зато есть эркер и отличный вид из окна. А теперь перейдем к жильцам.
Первый конечно же дедушка главного героя. Сергей не назвал имен, пришлось ориентироваться по упомянутым мемориальным табличкам. Звали предполагаемого деда Капкова - Владимир Дмитриевич Максименко (1909—1991), директор Горьковского машиностроительного завода. Информации о нем немного, но количество наград во всяком случае совпадает с озвученным Капковым. Кстати, как и многие люди того времени, Владимир Дмитриевич поднялся с самых низов. В Википедии есть информация о нем, но из паблика Вконтакте немного удобоваримее:
Родился 24 марта 1909 года в городе Валуйки Воронежской губернии (ныне Белгородской области).
Трудовую деятельность начал в 1927 году учеником слесаря на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, пройдя все ступени, к 1933 году работал старшим мастером завода.
В 1936 году без отрыва от производства окончил Горьковский индустриальный институт по специальности «инженер-механик-технолог».
В 1930-е годы последовательно занимал должности технолога, начальника технического бюро, заместителя начальника и начальника цеха, заместителя главного технолога Горьковского машиностроительного завода (завод №92 наркомата Обороны).
В годы Великой Отечественной войны – заместитель главного инженера и главный технолог, с 1947 года – главный инженер машиностроительного завода.
За коренное усовершенствование технологии и организацию высокопроизводительного поточного метода производства пушек, обеспечившие значительное увеличение их выпуска при снижении расхода металла и уменьшении потребности в рабочей силе В.Д.Максименко был удостоен Сталинской премии (21.01.1946).
За успешную организацию производства диффузионных машин Владимир Дмитриевич повторно был удостоен Сталинской премии (06.12.1951).
С 1951 года работал директором Горьковского машиностроительного завода.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении пятилетнего плана 1966 – 1970 годов и создание новой техники Максименко Владимир Дмитриевич удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1974 года В.Д. Максименко на пенсии.
Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года, избирался делегатом XXI (1959) и XXII (1961) съездов партии.
Скончался 24 декабря 1991 года и был похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.
В марте 2007 года на доме №6 на Верхне-Волжской набережной Нижнего Новгорода, где жил Герой установлена мемориальная доска. На открытии доски, кстати, присутствовал, и внук. И вот тут, упс, единственное несовпадение. Новость с нижегородского сайта новостей https://newsnn.ru/news/2009-04-06/doska-pamyati-i-slavy-byvshemu-direktoru-gorkovskogo-mashinostroitelnogo-zavoda-vladimiru-maksimenk-2440497?ysclid=ll81j63o4j571590276 говорит мне, что мероприятие состоялось в 2009, но во всяком случае там присутствовал внук Максименко некий Сергей Капков. Что это - моя ошибка или российские реалии по открытию табличек (указ действительно был подписан в 2007) решать вам.
Из новости про мероприятие: На торжественном мероприятии так же присутствовал внук Владимира Максименко Сергей Капков: “Мой дед был талантливейшим человеком. Он с большой ответственностью выполнял свою работу, а так же умел оставить свои заводские дела на работе и дома быть прекрасным семьянином. Все, что во мне есть хорошего, все от него” - признался С. Капков. По словам коллег Владимира Максименко, “он внес огромный вклад социально-экономическое развитие завода, а так же Московского района и всего города. Он реализовал программу, в рамках которой всем работникам завода были обеспечены квартиры в Московском районе. Под его руководством были построены пионерские лагеря и детские дачи.
Собственно на этом все про Максименко Владимира Дмитриевича. И совсем немного про еще одного из жильцов дом №6.
Директор завода «Красное Сормово", о котором говорит Капков - это скорее всего Юрьев, Михаил Афанасьевич, который руководил предприятием в 1960—1974 годах. И тоже преинтереснейшая биография у человека! По материалам /museum.krsormovo.ru
Родился в 1926 году в Запорожье, в семье крестьянина-батрака. Рано лишился родителей, беспризорничал. Трудиться начал в годы гражданской войны, с десятилетнего возраста – был пастухом, затем поступил учеником литейщика на завод в Курской области, учился в школе ФЗО.
По путевке комсомола был направлен на учебу в Уральский индустриальный институт по специальности литейное производство. После окончания института в 1937 году трудился сменным инженером в тресте «Востоксталь».
С 1939 года был на руководящей комсомольской и партийной работе в Свердловской области, затем в аппарате ЦК КПСС.
В 1951 Михаил Афанасьевич Юрьев был переведен на хозяйственную работу в город Горький, где 10 лет занимал пост директора Горьковского металлургического завода.
В августе 1960 года назначен директором завода «Красное Сормово». М.А. Юрьев провёл большую работу по реконструкции предприятия: был возведён новый эллинг – цех СКМ, что позволило строить подводные лодки крупных размеров полностью на стапеле, цех покрытий – СК-7, корпусообрабатывающий цех, стендовый корпус по изготовлению узлов торпедных аппаратов и испытанию воздушных схем стрельбы.
Под руководством Юрьева сормовичи строили подводные лодки – дизельные и атомные, железнодорожные паромы, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, кран-катамаран «Кёр-Оглы», теплоходы смешанного «река-море» плавания и сотни тысяч стиральных машин «Волна».
В 1970 году предприятие, возглавляемое М.А. Юрьевым, выполнило пятилетний план 1966–1970 года по выпуску товарной продукции и по всем технико-экономическим показателям. Завод был награжден орденом Октябрьской революции.
На заводе было освоено строительство атомных субмарин: первая атомная подводная лодка проекта 670 «Скат» с крылатыми ракетами подводного старта (впервые в мировой практике) была спущена на воду в 1967 году. Это стало крупнейшим достижением сормовской школы подводного судостроения. Сдано ВМФ 11 АПЛ данного проекта. Заложены и переданы Военно-Морскому Флоту страны головные АПЛ пр. 670М «Чайка» и пр. 671 РТ «Сёмга».
Велика заслуга М.А. Юрьева в решении социальных вопросов. В 1960-х годах началось активное жилищное строительство для работников завода и сормовичей. В 1967 году в УКСе завода был создан цех жилищного строительства и участок по выпуску панелей и монтажу домов (в дальнейшем цех строительных конструкций). Был внедрён хозяйственный способ строительства жилья. Первой огромной площадкой стал посёлок Комсомольский, состоящий из деревянных бараков постройки 1930-х годов.
В 1969 году УКСом был построен первый 9-этажный 144-квартирный дом на проспекте Кораблестроителей посёлка Комсомольский. Так началось массовое строительство крупнопанельных домов на заводе «Красное Сормово» – хозспособом на собственные средства. Это был единственный пример в городе и один из немногих в Союзе.
Примером заботы директора о людях стало строительство гостиниц в местах сдачи подводных лодок: «Волна» – в Севастополе, «Прибой» – в Северодвинске, «Полярные зори» – в Североморске.
Умер Михаил Афанасьевич в Нижнем Новгороде в 1992 году.
PS Естественно родство Сергей Капкова и одного из героев этого материала только предположительно, поэтому с радостью послушаю версии, если они будут, но в случае чего прошу пост воспринимать как сугубо исторический. Вот же люди были, сами себя делали с нуля!
Комментарии
В общем,не с улицы пришел и в какой-то момент удачно попался на глаза.
Социальные лифты в России теперь будут работать только через брак.
Miska Salata1, не, через другое место. У нас однополые браки запрещены.
Юрьев, Михаил Афанасьевич - вау.
Мы до сих пор живём на наследии людей, кто тогда жил и строил. Ракеты, плотины, железные дороги, дома. И кто помог этому всему осуществиться
Rockfall, их внуки тоже живут благодаря тому что государство выделило их предков, все же это не их личный успех, они винтик в государственной машине, и как всегда деды, отцы трудятся во благо, на внуках природа отдыхает и им становятся все должны.
Очень интересный пост, спасибо! А кто же родители у Сергея?
Ничего себе вы провели расследование, браво!
nemodnaj, спасибо! просто эпоха затянула) Таких биографий сейчас если и есть, то единицы. Я это на примере пенсионеров могу сказать, из тех, кому сейчас 90+ очень много даже женщин - инженеры, ученые, врачи. Следующее поколение 70+ уже все гораздо печальнее. Как-то на работе решили создать материал к 60-летию полета Гагарина в космос, ничего особенного - просто собрать воспоминания, кто где новость застал. Так среди старшего поколения без труда нашли и тех, кто на Байконуре работал. Я у бабушки по телефону спрашиваю: ваш муж Гагарина что ли в космос запускал, а она мне - нет, Белку и Стрелку) Сама она каким-то исследователем там же была. Ну и дальше, кого не возьми, все начиналось: работал я тогда инженером/геологом/в НИИ...
Нда, в сравнении с такими дедами - хилые потомки:(
Kokosha, а что делать? Мой папа тоже был великий ученый, но на мне природа отдохнула. Я хотя бы в науку не полезла))))
Misa, мне кажется, не обязательно быть невероятно талантливым, достаточно быть хорошим честным человеком, возделывающим свой сад (фигурально)
А вот, когда ты просто чиновник ни о чем, не как Примаков (светлая ему память), а чиновник, который просто присосался, заседает на бесконечных совещаниях и бумажки перекладывает - как Капков, это провал, я считаю:)) Плюс моральный образ у него весьма шаткий. Возможно, я предвзято сужу🤷♀️
У меня дедушка был главный инженер Аэрофлота:)) тоже меня беспокоит вопрос, насколько я достойна его памяти:)
Kokosha, японская пословица гласит
Когда родители трудятся, а дети наслаждаются жизнью - внуки будут просить милостыню.
хороший пост, интересный 🌼
Капков мне нравится, стареет внешне правда быстро
Ого какое расследование провели) Отличный пост! Юрьев М.А. вызывает восхищение. Раньше много было идейных. Мой дед имел небольшую мануфактуру и большую семью. Когда его раскулачили, разрешили трудиться на собствнном заводе . Мыть котлы. Он спился и умер пьяный в канаве. А его дети практически все работали на советскую власть. И были очень идейными товарищами. Вот такая ирония.
Lijabo, ужасно трагично. Пипец, отняли завод, но разрешили мыть в нем котлы. Очень садистично.
Ana Marta, я написала дед, но это ошибка. Это был прадед и я его не застала. Узнала о нем уже в годы перестройки, когда говорить о не очень советских родственниках стало не опасно. И очень сочувствовала его судьбе. У нас даже фотки есть его семьи. Очень прилично выглядит в свои лучшие времена. Трудяга был
Lijabo, поэтому и свое дело было, раз был трудягой. А никчемные и завистливые хапуги пришли, и все отобрали, чтобы было общеее. Друзья и родственники стучали на своих же.
Мой пра-прадед был купцом, и его тоже приходили раскулачивать. Но он как-то исхитрился, быстро выдал замуж своих дочерей с приданным (то, что хотели отнять). И когда за ним пришли, брать уже было нечего.) Это то, что я помню из рассказов родственников про нашу родню.
Ana Marta, здо́рово. Умный Ваш прадед.
Поймала себя на мысли, что перестала удивленно реагировать, когда люди, рожденные в 80+ годах
сопли голландские, чем-то там значительным рулят, теперь думаю, вот, хотя бы, чел с опытом и знаниями. Но по-прежнему офигеваю, когда ответственный, руководящий пост занимают рожденные после 90-х. Ничего, время это поправит))Вот какие люди были в то время, учились, работали, создавали, помогали.. войну прошли…, а внук только романами известен
спасибо, интересно. я тоде люблю поползать по чужим биографиям и пришла к выводу, что социальные лифты примерно с брежневской эпохи перестали работать. если посмотреть на успешных людей нашего века, у них всегда дед идли отец рулил заводом, министерством итд, в общем, плотно стоял у кормушки.
и как только слышу очередную историю "я в институте разгружал вагоны с углем и так заработал первый миллион", сразу лезу в гугл, а там вся инфа, что разгружал не он, а папа евоный, и не вагоны с углем, а вагоны с золотом партии ))
Chica, далеко не всегда так. Например, Фридман вроде сам, Потанин, Прохоров, похоже, из блатных… список можно продолжать.
nemodnaj, гугл говорит, что у Фридмана отец Лауреат Госпремии, у Потанина - отец представитель Минвнешторга СССР в Новой Зеландии, Турции, странах Африки, у Прохорова - начальника Управления международных связей Госкомспорта. Я согласна, что не все 100%, но скажем так - большинство ))
Chica, люблю лекции Натальи Барминой, она сказала что кто из низов добился много в СССР, поддерживая ту государственную власть, их внуки государственную власть страны не поддерживают, и сплошные примеры.
Астранция, это, на самом деле, интересная тема -почему так ? Таких правда много. Я не могу понять, почему люди начинают ненавидеть страну, в которой состоялась их семья или они сами ? Понимаю, что путь наверх, наверное, не розами усеян, но ведь и на Западе тоже через всякое проходят, чтобы состояться.
Bu-bu-bu, Как одна из версий, есть такое интересное понятие как "национальная травма", у евреев - это холокост, у американцев, предположу. что рабство, у нас революция. У нас по многим видно - простолюдином быть уже не хочется, место аристократии-то вакантно и манит, но как это не знают и не умеют. По хорошему, у нас если и помнят аристократию, то только ту, что эмигрировала. Этот паттерн и воспроизводят в самом незатейлевом варианте, вплоть до золотых унитазов и томных страданий за границей, а реальный путь семьи соответственно отодвигают на задворки памяти.
katcat, как ни странно это касается только нашей страны, в РИ было также, внуки аристократов стали либералами, хаяли страну, которая кормила их род, помогла снести царя, потом в эмиграции рассуждала как так получилось, при этом равнялись на Англию которая до сих пор сохранила монархию. У них, как и у современных мажоров, постоянный пиетет и прогибание перед европейцами.
Chica, о, про Фридмана не знала, думала, что сам такой шустрый и к Хану заодно присел, а про Потанина и Прохорова сразу было понятно.
Chica, о, про Фридмана не знала, думала, что сам такой шустрый. А про Потанина и Прохорова сразу было понятно.
Добавить комментарий