1932 год. Лето, суббота, раннее утро, светит солнце. Билет в нью-йоркское метро стоит пять центов — так почему бы десятилетней девочке из Квинса не прокатиться? Тем более что есть и пункт назначения: магазинчик мистера Дерриса в Гринвич-Виллидж. Небольшой подвал в многоквартирном доме. Там за шестьдесят пять центов отдают красивую брошку в виде продолговатого овала из дерева, накрашенную лаком. Ее девочка уже давно присмотрела — и давно копила на нее деньги. Самой девочке брошь вряд ли подойдет, зато ее бабушке — обязательно.
Так начинается история великого коллекционера и дизайнера, иконы нью-йоркской моды, модели и светской дамы Айрис Апфель. Она любила одного мужчину 68 лет, работала с 9 президентами, вышла на подиум в 97 лет. Рассказываю об этой удивительной маленькой женщине, перед глазами которой прошел целый век, и о ее отношениях с модой.
29 августа 2021 года та самая девочка, Айрис Апфель (в девичестве — Баррел), коллекционер одежды и украшений, отметила свой столетний юбилей. Одна из самых стильных женщин планеты, Апфель в 2005 году стала первым человеком, чью частную коллекцию моды использовали для создания целой отдельной выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Потом случилось еще несколько выставок в других городах США и Европы, сама Апфель подписала контракт с модельным агентством, появилась в ряде рекламных кампаний, например, брендов украшений Tane и Alexis Bittar, а также мороженого Magnum, становилась главной героиней топовых журналов вроде Dazed, итальянского Vogue и парижского L’Officiel, выпустила совместную коллекцию косметики с M.A.C и бижутерии с американским универмагом Macy’s, стала в 90 лет преподавать в Техасском университете в Остине — и оказалась в таком возрасте знаменитостью планетарного масштаба.
Судя как минимум по инстаграму Айрис Апфель, матриарх американской модной культуры чувствует себя прекрасно: она до сих пор участвует в рекламных съемках, ходит на ланчи с Дженнифер Флэвин-Сталлоне и летает на самолете с Томми Хилфигером. После пандемии Айрис уже почти полтора года не появляется на публике, но когда она выходила в свет последний раз, была, как всегда, остроумна и весела. Надеемся и верим, что с тех пор ничего не изменилось.
СТИЛЬ КАК ИСКУССТВО
В документальном фильме «Айрис» 2014 года, снятом ветераном американской документалистики Альбертом Мейзелсом в год девяностолетия Апфель, есть очень показательный эпизод. Айрис приходит на встречу в один из магазинов сети крупных американских универмагов одежды Loehmann’s. Ей преподносят торт со свечками; монтажная склейка — и Апфель пускается в воспоминания. В 1940-е, рассказывает Айрис, она часто бывала в первом Loehmann’s в Краун-Хайтс. В центре зала на высоком стуле сидела Фрида Лойман, основательница магазина, следя за работниками и поглядывая на посетителей. Однажды, в момент очередного визита Апфель, Лойман подозвала девушку к себе и сказала: «Юная леди, вы не красавица и никогда ей не будете, но у вас есть кое-что получше — стиль».
ОТ НУЖДЫ К ИЗОБИЛИЮ
В жизни Апфель большую роль сыграла нехватка — нехватка необходимого и желаемого. Ее подростковые годы пришлись на Великую депрессию, когда у большинства американцев не было денег не то что на одежду, а на еду. Апфель повезло: ее отец Сэмюель владел стекольным бизнесом, мать Сэди (она, кстати, родилась в России) держала свой магазин одежды. На еду семье Баррел хватало, но вот на новые ткани и украшения — уже нет.
Айрис появилась на свет в Нью-Йорке в семье евреев, эмигрировавших из России. У её матери был модный бутик. Эта женщина со стальными нервами не потеряла его даже в годы Великой депрессии. Отец Айрис будучи крупным поставщиком стекла и зеркал, работал с лучшими дизайнерами США того времени. Он был под стать своей жене и всячески поддерживал как ее, так и свою дочь в будущем.
Миссис Баррель обожала наряжать свою дочь, ставя ее перед зеркалом на коробку из-под апельсинов. Наряды сменяли друг друга по три раза на дню. Один из таких импровизированных модных показов закончился истерикой четырехлетнего ребенка из-за банта, который, по ее мнению, не подходил к платью. Уже в зрелом возрасте Айрис призналась, что тогда «мама была права». Такое же откровение к ней пришло и по поводу своей любви к текстилю.
После школы Айрис поступила в Нью-Йоркский университет, где получила диплом бакалавра в области истории искусств, но искусствоведом она не стала. Выпускница престижного ВУЗа устроилась «девочкой на побегушках» в модное издание Women's Wear Daily. Но настоящая жизнь началась, когда Айрис стала помощницей Роберта Гудмана – талантливого иллюстратора в мире мужской моды. Именно благодаря художнику она смогла познакомиться с дизайнером Элинор Джонсон. Она собирала вокруг себя людей, которые поднимались по дизайнерской карьерной лестнице. Айрис оказалась одной из них, что позволило ей обзавестись опытом и связями.
А потом её увлёк дизайн интерьеров. И тут она поняла, что главная её страсть – это текстиль. Айрис рассудила, что если человек умеет одеть себя, то и «одеть» чужую квартиру для него не проблема. Опыт работы с Элеонор и врожденное чувство стиля позволили Айрис начать свою самостоятельную карьеру. Все заказы девушка выполняла без заранее прорисованного проектного плана. Она просто приходила в дом и делала то, что считает нужным. Удивительно, но подобный дикий подход удовлетворял практически всех ее клиентов. Тот же стиль Апфель использовала и в гардеробе, и в своей собственной жизни.
Искать украшения, декор, ткани, одежду приходилось на барахолках и уличных рынках, в магазинах Армии спасения и секондах, которых, учитывая времена, когда люди ринулись распродавать свои вещи, чтобы прокормиться, развелось очень много. И это натренировало чутье Апфель, предельно развило ее умение подмечать красоту и стиль. Она до сих пор закупается в странных магазинчиках в Гарлеме и на блошиных рынках. На большей части фотографий Апфель легко заметить необычные и часто очень дешевые украшения: большие пластиковые бусы, огромные деревянные браслеты причудливых цветов, необычные гигантские броши самых невероятных форм. Даже стилисты модных и рекламных съемок, где одежду и аксессуары предоставляют отдельные компании, часто полагаются на чутье самой Апфель в выборе украшений.
А выбирать есть из чего: на выставке в Метрополитен-музее показали сотни предметов из коллекции Апфель. Все они впоследствии переехали в коллекцию уже самого музея. Апфель регулярно не только покупает новые вещи, но и продает их. Но несмотря на ротацию предметов, ее огромная квартира на Манхэттене всегда завалена одеждой и украшениями. Куратор Метрополитен-музея Гарольд Кода, в 2005 году работавший с Апфель над выставкой Rara Avis: Selections from the Iris Apfel Collection, описал ее дом как «ряды и ряды шкафов, доверху набитых вещами».
Даже физические ограничения Апфель преодолевает при помощи украшений. Знаменитые огромные очки — можно просто нарисовать их форму, и любой поймет, что это очки Апфель, — для Айрис в первую очередь украшение, нежели предмет первой необходимости. Апфель знает, что они привлекают внимание и обогащают образ, а это, по ее словам, зачастую важнее, чем возможность хорошо разглядеть собеседника.
Мало кто знает, что в молодости Айрис успела поработать редактором в знаменитом модном журнале Women's Wear Daily, и только потом ушла работать к дизайнеру интерьеров Элинор Джонсон, уже после чего стала известна уже как декоратор и дизайнер. Наша героиня наиболее прославилась как дизайнер интерьеров. В частности, она оформляла рабочие кабинеты и дома девяти президентов США: от Трумена до Клинтона. Все проекты Айрис вела вместе со своим супругом и совладельцем текстильного производства Old World Weavers Карлом Апфелем. В 2012 году знаменитый обувной бренд Jimmy Choo выпустил модель туфель Iris, посвященную Айрис Апфель. Коричневые босоножки на высокой шпильке с плетеными ремешками и цветным декором продавались в бутиках марки. Впрочем, сама муза была не в восторге от такого оммажа: она назвала туфли «мечтой ортопеда» и заявила, что предпочитает более лаконичный дизайн обуви, например, классические лодочки Manolo Blanhik.
5 лет назад Айрис заключила первый в своей жизни международный модельный контракт с агентством IMG. На тот момент новоиспеченной модели было 97 лет! Правда, до этого Апфель уже не раз оказывалась на обложках журналов и в рекламных кампаниях, но ей всегда приходилось вести все деловые переговоры самостоятельно. Теперь же для этого у нее есть личный агент. А еще она — живое доказательство, что никогда не поздно начать карьеру, даже модельную.
Айрис Апфель удостоилась чести стать вдохновением для куклы Барби, созданной по ее образу и подобию. Кукла одета в точную копию одного из образов знаменитого гардероба иконы стиля, который даже становился объектом музейной экспозиции под названием Rara Avis («Редкая птица»). Выставка была такой успешной, что впоследствии отправилась в турне по другим крупным американским городам. Это была первая в истории музея выставка, посвященная одежде, но сделанная в честь иконы стиля, а не дизайнера.
Помимо яркого стиля в одежде, Айрис Апфель известна еще и своим фирменным макияжем: она никогда не выходит из дома без красной помады. Именно поэтому представители косметического гиганта MAC в 2011 году пригласили ее создать совместную коллекцию средств для макияжа, куда вошли помады, тени для век и лаки для ногтей в знаковых для Айрис оттенках. Коллекция моментально стала хитом продаж, а ее лицом выступила, конечно же, сама дизайнер и икона стиля.
В 2004 году на кинофестивале в Нью-Йорке состоялась премьера документального фильма режиссера Альберта Мэйслеса (автор легендарных «Серых садов») Iris о жизни декоратора и дизайнера интерьеров. Картина удостоилась высокой оценки критиков и годом позже была показана на большом экране в кинотеатрах США.
ГРАЙНД И ХАСТЛ
Свое столетие Айрис Апфель встретит без человека, с которым провела большую часть жизни: ее муж Карл Апфель скончался на сто первом году жизни в 2015 году. Именно с ним в 1950 году Айрис основала текстильную компанию Old World Weavers, которая поставляла ткани в том числе и Белому дому — со времен Трумэна до президентства Клинтона и продажи бизнеса в 1992-м. Карл и Айрис производили копии древних тканей прошлых веков, которые было не найти в США и которые меткий глаз Апфель подмечал в многочисленных поездках в Европу, Азию и Африку. Old World Weavers была делом всей жизни Айрис: до этого она недолго работала ассистенткой редакции в журнале Women’s Wear Daily, а также у дизайнера интерьеров Элионора Джонсона и иллюстратора Роберта Гудмана.
От такой яркой и смелой девушки и на личной фронте ждали чего- то экстравагантного. Например, свободной любви или бисексуальности. Но Айрис безжалостно разрушила все шаблоны. Женщина полюбила лишь однажды и с этим мужчиной прожила 68 лет! Айрис и Карл решили не заводить детей - они много путешествовали и были очень заняты карьерой. Айрис же всегда помнила, что её мать пожертвовала собственной карьерой ради неё, а сама она к этому была не готова.«В ней было что-то такое, что просто поразило меня», - говорил Карл в документальном фильме, - «Это всегда есть». Сидя рядом с ним на диване, Айрис похлопывала его по руке со словами: «Трепещи, мой маленький котик…»
Вкус Апфель в редких и драгоценных тканях уникален. Он отразился не только в работе для Old World Weavers, но и в другой ее профессии — одеваться и быть собой. В подборе одежды Айрис всегда делала ставку на контрастность цветов и узоров. Достаточно взглянуть все в тот же инстаграм коллекционерки: за исключением рекламных съемок ее очень редко можно увидеть в однотонных вещах. Ее излюбленное цветовое сочетание — багровый и ярко-синий, и в этом контрасте идеально воплощается Айрис Апфель с ее веселым нравом, душой, интересами и самобытным чувством стиля.
Выставка Айрис Апфель - Rara Avis («редкая птица»).
САМЫЕ ЯРКИЕ ОБРАЗЫ АЙРИС - "райской птички американской моды"
ДНК стиля Айрис очень интересно и самобытно. Это сочетание тканей разных фактур (часто сложных и насыщенных тканей), сложные цветовые решения, обильное количество украшений (которое многим может показаться даже избыточным), фирменные круглые очки. Всем своим образом Айрис напоминает редкую райскую птичку, случайно залетевшую в открытое окно серого города. В своих нарядах она часто использует прием гипертрофированного объема рук и плеч, будто имитируя крылья: кружевом, бахромой, оборками или буквально перьями. Ее короткая объемная стрижка так же делает ее образ немного похожим на птичий. Почему-то на такую же ассоциацию намекают и круглые очки.
Сегодня о ней снимают фильмы и пишут книги, а у её страницы в Инстаграме более 2,5 млн подписчиков. Айрис собирает столько единомышленников вокруг себя просто своим существованием. Той энергией, которая исходит от нее каждый день.
Как ни крути, сто лет назад миру моды очень повезло.
Комментарии
Как хорошо! Человек нашел себя и прожил крутую жизнь!👍 Ей идет все это яркое "сумасшествие".
Она невероятная!
"Не важно сколько дней было в вашей жизни. Важно сколько жизни было в ваших днях". А одежда она должна отражать внутреннее состояние человека иначе это будет выглядить как придурковатая бабуся. Например, Клум в старости я вижу в такой одежде, а Белуччи - нет.
Вот что значит жить ярко и от души! Завидую.
Не то что я против , чтоы любой выглядел как пугало ради собственного хайпа, но она монетизирует и популяризирует этот треш, и я против такого посыла.
o-kurok, Почему сразу пугало, может она внутренне себя так ощущает. А зарабатывают сейчас кто как может. Но эта мадам никого не обманывает, золотых гор не обещает. Здесь когда-то обсуждалась тема активного долголетия. Такое долголетие будет, если человек чем-то занят, у него есть какие-то цели. Советский актер Владимир Зельдин, который умер в 101 год, только последний месяц перед смертью перестал играть в театре, здоровье уже не позволяло.
Linka-malinka, у очень некрасивых женщин такой перекос иногда случается, к старости у нее эта самопрезентация обострилась.
o-kurok, К старости не редко крыша вообще съезжает, так что у нее случай еще хороший. Она в 90 в университете преподавала, а некоторые (известный лидер США) даже по трапу самолета нормально подняться не может, хотя и по возрасту моложе.
Linka-malinka, да, она подрядчиком. А некоторые, о которых вы упомянаете ещё и разыгрывают свою старческую немощь во всей красе, стараются.
o-kurok, Мы этого дедулю можем долго обсуждать, но про политику здесь нельзя. Я его так параллельно вспомнила. А вообще люди, которые всю жизнь активные, они как правило долго и живут. Я сужу по своей бабушке, которая в 92 года умерла. Поэтому если даме это придает жизненных сил пусть наряжается.
Linka-malinka,а я не против нее выступила😉
Linka-malinka, вы серьезно думаете, что мозг в 90 такой же как в 30? В америке чем древнее и немощнее политик, тем больше шансов в политике. даже если они будут сознание терять и быть в отключке по часу, там их выбирут)
/
Какие у нее руки красивые, длинные пальцы, форма ногтей хорошая. Совсем не выглядят как у 100 летней бабули.
Читала книгу (в посте есть фото) этой шмоткессы. Интересная, яркая дама, живет интересную, яркую жизнь)
Как поклонник минимализма, монохрома и всего чёрного, восхищаюсь таким умением сочетать цвета и принты. Но не всем это дано и не всем идет и не всем нужно. Велик шанс скатиться в городскую сумасшедшую. У Айрис, безусловно, есть чувство прекрасного и вкус, да плюс тяга к экстравагантности. Да и профессия декоратора и занятие производством тканей прям ее.
Некрасивая, да. Такие красивые родители и такая интересная дочь. Экстравагантна очень, на любителя, здоровья ей
Кошечки, вот это женщина! Роскошная! Яркая! И в такие годы! Надо равняться.
Добавить комментарий