Всем привет!
Когда я решила участвовать в кинофлешмобе и выбрала Энтони Хопкинса. Актёр безусловно именитый, сыгравший в более ста фильмах ( я насчитала 105), много раз номинирован на премии Оскар и Бафта, Золотой Глобус. Энтони Хопкинс талантлив, разноплановый актёр, он прекрасен в главных ролях, но запоминается и на второстепенных.
Выбрав его как героя моего поста у меня был выбор между Молчанием Ягнят 1992 года и фильмом Отец 2020-го. И если все или почти все хоть раз слышали о первом, то второй, то ли в силу пандемии, то ли из-за непопулярного сюжета знают немногие. Поэтому выбор мой остановился на фильме 'Отец'.
За лучшую мужскую роль в фильме 'Отец' Энтони Хопкинс получил второго Оскара, Золотой Глобус, Bafta, и приз Европейской киноакадемии в 2021 году.
Пожалуйста, посмотрите трейлер!
Отец. Фильм-открытие и фильм-шедевр, он захватывает и держит внимание на протяжении полутора часов. Фильм недолгий, но из-за отсутствия анимаций и спец эффектов и того, что действие происходит в основном в одной квартире - то повествование кажется неспешным.
Несмотря на эту неспешность фильм держит в напряжении. И в основном построен не на действии, а на разговорах. Вы сразу почувствуете, что этот фильм отличается от большинства, выходящих на экраны.
Любой, знакомый с кинематографом человек согласится, что монологм актёров в современных фильмах коротки, ибо более 3 минут держать внимание зрителя сложно. Нужен талант и неимоверная работа. В данном случае весь фильм разговорный и построен на монологах и диалогах, не так много действий, практически нет смены декораций.
Это скорее адаптированная версия спектакля, высокохудожественное драматическое произведение, перенесенное из театра на экраны. 'Отец' основан на театральной пьесе.
Пьеса 'Отец' была написана Флорианом Зеллером и впервые поставлена во Франции в 2012 году .
Флориан Зеллер, французский писатель, романист и драматург, сценарист и режиссёр. Он молод, ему всего 43 года, но он по-праву считается одним из самых талантливейших писателей своего поколения. Его звезда зажглась рано, в 22 года он опубликовал свой первый роман 'Искуственный интеллект', ставший бестселлером, а его слава как драматурга шагнула далеко за пределы Франции. Его трилогия 'Мать (La mere)', 'Отец(Le pere)' и 'Сын (Le fils)' - вышла на мировой уровень и ставится на сценах драматических театров, также выходит на экраны. Кинокритики и почитатели таланта Флориана Зеллера считают пьесу 'Отец (Le pere)' наиболее яркой и выразительной работой драматурга. Именно эта пьеса и легла в основу фильма.
Еще в 2017 году Зеллер отправил сценарий Энтони Хопкинсу, надеясь снять фильм с этим гениальным актером. Он не видел никого другого, кто смог бы сыграть Отца.
Кадр со сьемочной площадки:
В основе пьесы и фильма лежит непопулярная в наше время тема старости. И если в большинстве современных фильмов мы видим попытки остановить старость, продлить жизнь, уйти в виртуальную жизнь. Обычно режиссёры избегают данной темы. Но в этом фильме происходит пугающее каждого из нас - столкновение лицом к лицу со старостью. Нет ничего более пугающего, чем реальность, старость и проблемы ее окружающие, отношения родителей и детей.
Сильной стороной картины считается работа операторов и монтажёров. Необычная техника съёмки, основанная на плавной, едва уловимой смене кадров и декораций - даёт зрителям возможность почувствовать как медленно течёт время в голове и в жизни главного героя, почти оостановившееся, замершее время. Можно увидеть приём мозаичного монтажа эпизодов в единую линию жизни. Такой приём сбивает с толку и погружает в мир отца. Мир, на который мы смотрим глазами пожилого человека.
Он теряется в квартире, забывает, не находит, и мы теряемся вместе с ним. Нам сложно осмыслить и принять происходящее на экране. Мы не знаем как правильно, как должно быть, мы иногда уверенны, а иногда сомневаемся. Также и герой, страдающий деменцией, потерян. Часть успеха картины построена на этом элегантном и тонком операторском ходе, вторая часть успеха - превосходная актёрская игра.
При этом, в фильме не было использовано никаких внешних эффектов, световых, монтажных или звуковых.
Сюжет.
Фильм повествует нам о жизни отца Энтони и его дочери Энн. Энтони живет в лондонской квартире и в силу возраста постепенно теряет память. Он страдает деменцией, и видно, что болезнь в самом начальном этапе развития.
Дочь вынуждена ухаживать за ним и пристраивать каждый раз новую сиделку, ведь в этом возрасте характер не сахар. Мы видим череду событий со стороны отца. Вот его дочь вернулась с магазина с курицей, вот она собирается переехать в Париж, вот приходит новая сиделка, а ещё никак не понятно, куда подевались часы.
Фильм включает в нас эмпатию с первой минуты просмотра, и при этом его интересно смотреть. Каждый раз возникает один и тот же диалог: 'Он снова потерял часы, или сам их спрятал, или их кто-то украл. Это почти тоже самое, что прожитый день уходит в прошлое и каждый новый день - это день сурка.
Все действие происходит в квартире. В этой обстановке квартиры, где стены одни и те же (хотя иногда меняют свой цвет), исчезают картины и часы, лишь Энтони сохраняет свой внешний облик, все остальные меняют внешность, как в карнавале. Каждый день он заново знакомиться с собственной дочерью, оценивает качества новых сиделок и ему мучительно вспоминать - был ли у Энн муж по имени Пол.
Все это болезненнее и мучительнее, а еще немощность и боль в боку. Сложно вспомнить другое кино, в котором история угасания сознания была бы показана с точки зрения того, чье сознание дало сбой и умирает. Весь фильм мы видим глазами главного героя. Не со стороны, а изнутри.
Вместе со стариком мы чувствуем всю туже палитру эмоций, когда он вдруг обнаруживает себя в чужом доме, или когда не узнает людей, которые живут рядом, или когда видит, что незнакомые люди выдают себя за его родственников и откликается на их имена.
Очень реалистично мы видим переживания дочери. Она изо всех сил старается понять, как поступить в столь сложной жизненной ситуации. Женщина любит отца и желает ему только добра, однако своими силами она не может ему помочь и чувствовать себя по-настоящему целостно и жить своей нормальной жизнью, как это было раньше. Ей очень тяжело психологически, как тяжело отцу, ведь его жизнь идёт к логическому завершению, преподнося муки ему самому и родным и окружающим.
Злобу и напряжение ее мужа, потому что старик-отец со своей болезнью рушит все семейные планы. Отец жены мешает им жить той жизнью, которой они жили раньше. Безвыходность и мысленная попытка убийства. Надрыв сил и моральная усталость.
Также есть определенная игра, родитель-ребёнок, и в этой игре, в старости многие впадают в детство. Чувства и мысли возвращаются в прошлое. И мы видим сцену, где 83-летний старик рыдает на плече у медсестры. Он говорит о том, что он хочет к маме и пусть она придет и его заберет. Как в детстве. Его тело устало жить. Оно очень старо. Чувства и эмоции вернулись в детство- к матери.
Энтони - хорошее имя, правда? Наверное, меня мама так назвала. Вы ее знаете, мою маму? У нее большие голубые глаза. Пусть она придет и заберет меня отсюда'.
Мы видим мир человека, не разграничивающего реальность от памяти, прошлого и настоящего друг от друга, от вымысла и игры мозга, который болен. Старик не может однозначно определить что было, а чего не было. Потому что все было, все правда и все ложь одновременно. Так и мы, как зрители, остаёмся в сомнениях, не найдя правды.
С какими фильмами перекликается?
Есть схожие черты с фильмом 'Остров Проклятых', в котором не понимаешь где реальность, а где выдумка.
Также есть отдалённое сходство с фильмами 'Игры разума', 'Все еще Элис', Ван Гоги', 'Дневник памяти', 'Все еще Элис'.
Все эти фильмы демонстрируют нам мир человека, теряющего память и чувство реальности, Но! со стороны.
В подобных фильмах мы сопереживаем героям и испытываем к ним жалость. Но во всех фильмах мы в конце концов узнаем правду. В фильме 'Отец' мы, также как герой Энтони Хопкинса, испытываем растерянность, беспомощно пытаясь разобраться в том, в чем разобраться невозможно.
Из отечественных фильмов ближе всего к "Отцу" - 'Диалоги' 2013 года, в котором сыграли Евгений Стычкин и Владимир Меньшов.
Меньшов играет роль старика, страдающего ужасающими провалами в памяти, которая не может надолго удержать ничего, а лишь повторяет по кругу одно и то же через примерно равные промежутки времени. Его взрослый сын не падает духом, несмотря ни на что, ведь главное, что отец жив и все ещё с ним.
Актерская работа.
Актёрская игра Энтони Хопкинса сражает наповал, ему веришь. Он подарил своему герою не только имя, но и дату рождения, которую он называет в фильме врачу. Он не играет, он проживает жизнь в этом фильме. Актёр, того же возраста, что и герой. На приёме у врача Энтони называет дату своего рождения — пятница, 31 декабря 1937 года. В этот день родился Энтони Хопкинс, для которого роль и была написана. Актер также предложил режиссёру арию из оперы Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» в качестве музыкального произведения, которое слушает его персонаж.
Энтони Хопкинс проживает в кадре свой страх смерти и старости, присущий всем людям. От реалистичности происходящего, при просмотре пробегают мурашки.
Оливия Колман, сыгравшая роль дочери, искренняя в своей роли и не смотря на высокую ответственность при работе в тандеме с Энтони, она сумела передать свою героиню.
Фильм "Отец" крайне рекомендую к просмотру!
Источники: "Отец" 2020, kinopoisk, журнал Театр, Лента.ру.
Комментарии
Смотрела этот фильм в «Пионере» в год выхода, на языке оригинала, с переводом, голос Энтони чудесный, невероятный
несколько раз плакала, настолько всё трогательно и вызывает непередаваемые эмоции
после этого фильма, поняла, что Энтони болеет, он так сыграл, прожил эту роль
всем рекомендую, посмотрите
Автор, у Вас чудесный пост, очень хорошо написан, талантливо, читать одно удовольствие
Спасибо 🌼
Спасибо, Curiosity, благодаря Вашему посту таки сяду за просмотр этого фильма, давно хотела его посмотреть
Изумительный фильм. Хопкинс, конечно, титан. Горячо рекомендую всем.
Так ведь фильм давний. Хм..Хопкинс - зачет. Уважаю.
Снова я, с разбега об телегу. Это флешфильмымобы.
Очень уважаю Хопкинса! Спасибо!
Спасибо за пост! Смотрела фильм уже два раза. В первый раз специально, когда Хопкинс собрал все возможные награды за него, второй раз случайно - проходила мимо, когда муж его смотрел, и не смогла оторваться. Потрясающий фильм. Актерские работы, операторские, музыка - все производит огромное впечатление. Мой папа очень боялся стать таким, но ушел, не дожив до такого. Я все равно считала, что рано, но утешала себя как раз, что для него было так лучше....
Misa, это был бы ад на Земле. Правильно себя утешаете.
Очень тяжелый фильм и очень жизненный. И точно не для впечатлительных натур. Я после него чуть в депрессию не впала. Хопкинсу браво, не часто в кино такое бывает, что погружаешься в происходящее так, что невозможно отличить правду от вымысла.
Автор, спасибо за прекрасный пост.
Я сама избегаю просмотра настолько грустных фильмов и попала на него случайно, не смотрела трейлер. В жизни и так хватает трагедии. Но это шедевр и его стоит посмотреть.
Strepsils, я помню, как Энтони дали за него Оскара, хотя все прогнозы были в пользу других кандидатов - с учетом квот и прочего маразма, но такое чувство, что посмотрев этот фильм, остатки разума в этой академии сказали - нафиг ваши квоты, вот это то, что не может остаться без наград! Как он взглядом играет все грани этого ужасного состояния - беспомощность, сомнение, узнавание, страх.... Очень круто сделано!
Отец - очень драматургический фильм. Сложно смотреть, как отец и хочет самостоятельно жить и не может, но при этом оставить свое достоинство. Как мужчина в первую очередь!...Нет, такие драмы не для меня. Ммм..нет. Слишком сложны, но понятны.
Спасибо за пост, автор! Хопкинс - это, конечно, глыба в кинематографе! Пьесу Папа смотрела осенью прошлого года в Современнике. В главных ролях - Шакуров и Толстоганова. Очень сильная постановка! Шакуров в роли отца бесподобен, игра пробирает до дрожи. Смотрела спектакль через месяц после смерти мамы. А билет покупала летом, когда еще ничего не предвещало ее ухода. Но покупала билет с определенной мыслью - подготовить себя, в жизни всякое бывает. В итоге случилось то, что случилось. Ни мама, ни отец не были мне в тягость ни одного дня, ушли мгновенно, без долгих болезней и ухода с моей стороны. Вот так… А фильм обязательно посмотрю, к сожалению, он прошел мимо меня.
ia_feia, спасибо вам, купила билеты на спектакль
Спасибо за такой обстоятельный пост!
Фильм шикарный, Хопкинс талантище. Но смотреть тяжело, я смотрела глубоко беременной и потом очень долго отходила.
На фильме аж сама вся извелась, на коже почувствовала, как человек в деменции страдает. Это невыносимо. Не дай Бог, не дай Бог никому пройти через это -- никак самому больному, никак родственнику или близкому.... Лучше быстро! Я мечтаю о легкой и быстрой смерти в своей кровати. Наверное, не все заслуживают такой. А так, сдавайте меня и забудьте...
Хопкинс глыба, да. А фильм этот боюсь смотреть (
Вам спасибо за пост.
обожаю Энтони Хопкинса, он прям мостодонт в своем деле, величайший актер современности.
Спасибо всем за комментарии. Очень приятно прочесть ваши отзывы. Выбранный мною фильм эмоционально сложный, но посмотреть стоит. Я не пожалела.
На первых предложениях сразу вспомнила Диалоги))) а они уже здесь. Наши молодцы, и не наши молодцы. Как же жестоко что еще и в детство впадает человек, это же совсем невыносимо, такая беззащитность и страдание. Все мучаются, упаси боже.... хорошо еще что не каждый так, дело случая
Кстати, Хопкинс прекрасен "на исходе дня", трогательно, не так угнетающе. С молодой Эммой Томпсон.
Добавить комментарий