Автор: Interpretation | 24.04.2023 - 11:00

Тебе скажут - вот новое, и нет - оно уже было под солнцем. Екклизиаст

"В статье журнала «Новый зритель» от 2 февраля 1927 года Булгаков отчеркнул следующее:
Мы готовы согласиться с некоторыми из наших друзей, что «Дни Турбиных» циничная попытка идеализировать белогвардейщину, но мы не сомневаемся в том, что именно «Дни Турбиных» — осиновый кол в её гроб. Почему? Потому, что для здорового советского зрителя самая идеальная слякоть не может представить соблазна, а для вымирающих активных врагов и для пассивных, дряблых, равнодушных обывателей та же слякоть не может дать ни упора, ни заряда против нас. Всё равно как похоронный гимн не может служить военным маршем."

Разговорились с подругой о пропаганде сегодняшнего дня и я "неожиданно" обнаружила себя смотрящей великолепную драму Басова "Дни Турбиных".  Собственно, если бы не Владимир Павлович не было бы у нас такого фильма. Ваапче. Единственное "но", - я, безусловно, понимаю законы того времени, да и вряд ли они изменились - все актеры, за исключением Сергея Иванова, прилично старше своих героев. Конечно, история сразу же меняется. Одно дело, когда на рушащийся мир смотрит 24-летняя девушка и совсем другое, когда 35-40-летняя дама. 
Да, о пропаганде - Маяковский не сдержался как-то:
"На ложу
  в окно театральных касс
Тыкая ногтем лаковым,
  он даёт социальный заказ
На «Дни Турбиных» —
  Булгаковым."
Он - буржуй, значит, м-да 🤔

Булгаков обожал родной Киев, в очерке «Киев-город» 1923 года он писал:
«Когда небесный гром (ведь и небесному терпению есть предел) убьет всех до единого современных писателей и явится лет через 50 новый настоящий Лев Толстой, будет создана изумительная книга о великих боях в Киеве». 
Но книга появилась гораздо раньше, став прародителем двух замечательных пьес -  "Бег" и "Дни Турбиных". В письме прави­тельству, которое он отправил в конце марта 1930 года, Михаил Афанасьевич писал, что он в "Белой гвардии" стремился к изображению интеллигентско-дворянской семьи, волею судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь Белой гвардии, в традициях "Войны и мира". Роман получился поистине историческим.

Что интересно, в сюжете описаны эпизоды из жизни булгаковский семьи. Я даже не догадывалась. Он родился на Воздвиженской улице, а позднее вместе с родителями перебрался в дом 13 на Андреевском спуске. Этот скромный особнячок и стал пристанищем Турбиных. Обстановка в доме - это обстановка знакомая ему с детства.
Прототипом Елены была родная сестра Варвара, поручика Мышлаевского Михаил Афанасьевич писал с Николая Сингаевского, своего друга детства. Судьба Николки, описанная в романе, копирует события, происходившие с младшим братом Булгакова — Николаем. Тальберг (я кроме Басилашвили никого в этой роли не представляю, сыграно блестяще, конечно), по утверждениям историков, — копия реального мужа Варвары Булгаковой, который одним из первых перешел на сторону большевиков. А вот в образ Алексея Турбина романист, как пишут некоторые, вложил собственные черты. Не выдумка и фамилия главных персонажей: Турбиной была в девичестве бабушка Булгакова по материнской линии.

После телефильма, я начала читать обзоры и натолкнулась на интересную инфу:  "Принято считать, что роман «Белая гвардия» послужил первоисточником знаменитой пьесе «Дни Турбиных». Но и он не был первым произведением, посвященным этой семье. Книга родилась из короткой пьески «Братья Турбины». Ее Булгаков написал во Владикавказе, где она и была инсценирована наряду с другими ранними текстами классика, такими как «Глиняные женихи», «Парижские коммунары» и другие. И, надо сказать, по местным меркам Булгаков имел большой успех. Спектакль принимали с восторгом и шумными овациями. Позже, однако, классик уничтожил все рукописи того времени, посчитав их слабыми. В письмах к сестрам он в отчаянии писал:
«Рвань все: и „Турбины“, и „Женихи“. Все делаю наспех. Все. В душе моей печаль... С одной стороны, они шли с боем четыре раза, а с другой стороны — слабовато. Это не драма, а эпизод... Они чушь... Все эти пьесы... Все это хлам...»"

В общем, как бы то ни было, спектакль "Дни Турбиных" в Москве имел оглушительный успех. Василий Лужский, завлит МХАТа, без лишних эмоций написал в дневнике о премьере «Дней Турбиных»: «Вечером на премьере „Турбиных“ все спокойно... Полный сбор в театре. По теперешним временам публика изысканная, чопорная. Успех очень большой...» На деле же за все время представления к театру семь раз выезжала карета скорой помощи, со зрителями случались истерические припадки, обмороки и даже вполне реальные сердечные приступы. Вполне верю - я сама и поплакать успела, и посмеяться, дошла до комментариев вслух, муж останавливал, при том, что я кино и через 100 лет смотрела.

Сталин посмотрел постановку больше 20-ти раз. Вождь народов в ней что-то своё узрел : "... если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь, «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма.
— Из письма Сталина «Ответ Билль-Белоцерковскому» от 2 февраля 1929 года"

Критики, рецензенты, литераторы, поэты пьесу возненавидели😁 Маяковский агитировал коллег срывать представления.
В 1929 году спектакль «Дни Турбиных» был запрещен к показу.

Как Басову удалось добиться разрешения на съёмки, знает только Басов - фронтовик, офицер, защищавший Родину, прекрасный режиссер. Вставить гимн большевизму в начало фильма, конечно же, пришлось. У Булгакова этого, конечно,нет. Почему "Дни Турбиных"? - может ответить сам Владимир Павлович:
"Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами, ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства… Фильм выполнен в манере правдивого вымысла, когда большие чувства, катаклизмы, дыхание самой истории в её тревожный момент врываются в тихую, уютную квартиру"

Актерский состав шикарен:

Перекличка Басова с водочкой в фильме и глаза Титовой в кадре в эти моменты - это, конечно, интересно наблюдать, зная, что режиссер крепко пьет и актриса живёт с пониманием, что развод неизбежен.

Фильм показали 1 раз по телеку и положили на полку на 10 лет... Низзя про интеллигентов- белогвардейцев в период развитого социализма, нинада, это вам не тут... Белой акации гроздья душистые...

Посмотрите, кино отличное, история актуальная👍 

49
-2
Кино и сериалы
Ложь

Комментарии

Ёлки

1 год 7 месяцев назад

Спасибо,   вещь вне времени на самом деле 

Вlack Dahlia

1 год 7 месяцев назад

Чудесный фильм. Новый фильм сняли зря, собрали всех современных  именитых актеров, но они не потянули в сравнении с фильмом Басова

Interpretation

1 год 7 месяцев назад

У меня коммент самоудалился, что ли или некоторые площадки под запретом🤔

Сыль на интересную статью -- наберите "Почему за "Дни Турбиных" Булгакова надо было бы расстрелять"

Misa

1 год 7 месяцев назад

Шикарный фильм. После одного из флешмобов пересмотрела его как-то 2 раза за три дня. Конечно, актеры все старше своих героев, но мне почему-то не бросалось это в глаза. Новый сериал смотрела тоже - там опять все старше, а 24-летнюю Елену играет Раппопорт, которая по типажу-то подошла, но очень было видно, что ей не 24, еще этот адский цвет волос(((

Misa, а Елена Васильевна...она...она....золотая...

- Рыжая она, Лариосик...р ы ж а я 😁

Цитаты бесценные, конечно.

- Какие прекрасные бежевые шторы у вас. За ними совсем не видно войны.

- Муж уехал на 2 месяца и оставил вас одну? Уурррраааааа!

АМКоллонтай

1 год 7 месяцев назад

а девушки с первого фото это представители"общества доярок и трактористов" как из интервью Нарусовой?В противовес прекрасным белогвардейцам?И в очередной раз удивляюсь странной коммунистической пропаганде и книги выпускает,и фильмы дает делать.Какое невиданное коварство)Параллель с сегодняшними днями это история с котом-китом)Вот в этом ничего не поменялось

АМКоллонтай, гениальность Булгакова в том,что он описывал не "противовесы", а души. Среди белогвардейцев немало мразей в его произведениях. А фото, конечно, интересное, лица прямо одухотворённые, надо сказать. 

Про пропаганду хорошо пошутили😁👍 

Interpretation, так Бунин это,а не Булгаков был))

«Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские.
Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: «Cave furem». На эти лица ничего не надо ставить,- и без всякого клейма все видно.

А сколько лиц бледых, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья,— сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, мурома, чудь белоглазая... и как раз именно из них, из этих самых русичей, издревле славных своей антисоциальностью, давших столько “удалых разбойничков”, столько бродяг, бегунов, а потом хитровцев, босяков, как раз из них и вербовали мы красу, гордость и надежду русской социальной революции, что ж дивиться результатам?»

АМКоллонтай, вот поэтому Бунин и прыгал по постелям в Европе в отличие от Булгакова, со своей категоричностью👍 Как живописец в литре он прекрасен, как психолог и филосов -- Донцова, ей богу, со своими Аллеями

Marla Singer

1 год 7 месяцев назад

" Белая гвардия"- одна из любимейших книг, единственная , которая сохранилась в "книжном " варианте после многих переездов. Перечитьіваю каждый год в декабре, она мне так же пахнет старьім шоколадом, давними днями. Вообще,  собьітия, которые происходят сейчас всё больше напоминают булгаковские. Пьесу не люблю,  она сильно  вьіхолощенная, и  все равно непонятно,  как ее могли поставить в то время.  Фильм не люблю,  возможно именно потому , что актёры сильно старше книжньіх героев,  на них какая-то печать сломленности и безьісходности. Басов великолепен. Новьій фильм ужасен. 

Marla Singer, это и у Булгакова любимое детище, кстати. Он бедный схлопнулся после запрета спектакля, даже публикация романа в Париже не поднимала настроения. 

Меня удивляет поведение  Маяковского, не думала, что он опускался до такого

Interpretation, Булгаков считал этот роман лучшим, да. После запрета спектакля он сломался. Про Маяковского не знала и не ожидала от него,  непечатное слово.

Interpretation, Маяковский же был страстным революционером, поэтому и кинулся, видимо, обличать недостаточно революционное произведение. Чем это все для него кончилось, мы знаем....

Misa, да я к тому, там же Лиля Брик уже лет 10 под боком была, ценитель литературы, женщина свободных взглядов и "сомнительного" происхождения.

Мне кажется, там не патриотические чувства или не только в основе "праведного" гнева

Interpretation, да, Лилечка, ценительница шелковых чулок, автомобильчика и всяческого комфорта не очень, конечно, соответствует образу подруги революционера. 

Interpretation, При этом Сталин (как я читала) любил это произведение и с уважением относился к автору. Несмотря на это,Булгакову сложно было пробиваться со своими произведениями сквозь цензуру и когда дело было совсем плохо, он написал следующее письмо в Политбюро в 1930 году (его можно полностью найти в интернете) кратко выдержки: Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ПРЕДЕЛЫ СССР В СОПРОВОЖДЕНИИ МОЕЙ ЖЕНЫ ЛЮБОВИ ЕВГЕНЬЕВНЫ БУЛГАКОВОЙ. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера.Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, — нищета, улица и гибель.» Это письмо долго блуждало где то,без ответа,а после самоубийства Маяковского ему сразу дали ход и оно дошло до Сталина. И тогда Сталин позвонил сам Булгакову…«Он лег после обеда, как всегда, спать, но тут же раздался телефонный звонок, и Люба (Л.Е. Белозерская, вторая жена писателя. – Ред.) его подозвала, сказав, что это из ЦК спрашивают.М.А. не поверил, решив, что это розыгрыш (тогда это проделывалось), и взъерошенный, раздраженный взялся за трубку и услышал:

– Михаил Афанасьевич Булгаков?

– Да, да.

– Сейчас с Вами товарищ Сталин будет говорить.

– Что? Сталин? Сталин?

И тут же услышал голос с явно грузинским акцентом.

– Да, с Вами Сталин говорит. Здравствуйте, товарищ Булгаков (или – Михаил Афанасьевич – не помню точно).

– Здравствуйте, Иосиф Виссарионович.

– Мы Ваше письмо получили. Читали с товарищами. Вы будете по нему благоприятный ответ иметь… А, может быть, правда – Вы проситесь за границу? Что, мы Вам очень надоели?

(М.А. сказал, что он настолько не ожидал подобного вопроса – да он и звонка вообще не ожидал – что растерялся и не сразу ответил):

– Я очень много думал в последнее время – может ли русский писатель жить вне родины. И мне кажется, что не может.

– Вы правы. Я тоже так думаю. Вы где хотите работать? В Художественном театре?

– Да, я хотел бы. Но я говорил об этом, и мне отказали.

– А Вы подайте заявление туда. Мне кажется, что они согласятся. Нам бы нужно встретиться, поговорить с Вами.

– Да, да! Иосиф Виссарионович, мне очень нужно с Вами поговорить.

– Да, нужно найти время и встретиться, обязательно. А теперь желаю Вам всего хорошего.

Из воспоминаний Е.С. Булгаковой.

Они,конечно,не встретились,но работу он получил и какое-то время имел возможность работать в театре. По-моему, его взяли ассистентом режиссера. И его библиографы писали,что если бы не такая смерть Маяковского,которая напугала чиновников и письмо Булгакова не дошло бы до вождя,неизвестно как бы дальше развивались события…Хотя опубликование романа Мастер и Маргарита после смерти Булгакова тоже было Божьим помыслом или чередой удивительных случайностей (кому как больше нравится). Очень интересная история)



 

Vaselina

1 год 7 месяцев назад

Я по этой книге в школе делала перед классом своим открытый урок. Уже конечно не особо помню подробности, но училке своей сейчас бы навтыкала с удовольствием. Тяжелейшее, сложнее психологическое произведение. Там драма бешеная.Я его тогда по верхам прочувствовать только смогла, спасибо развитой эмоциональности, но давать такое на разбор в одного 16 летней сопле - это конечно капец как сверхпедагогично

moroshka

1 год 7 месяцев назад

Любимое у Булгакова. И фильм очень талантливый. 

Лица рядом со Сталиным действительно своеобразные. Но у нас таких лиц тогда было подавляющее большинство.

Спасибо за пост!

Fox12

1 год 7 месяцев назад

Мне там Ростоцкий нравился. Лановой красавец, такой галантный влюбленный. И чудесный Кузнечик))

Fox12, абсолютный Николенька, а Лановой просто солнце среди светил -- и драму и комедию тут же отыграл ("Средненькое такое винишко так...Абрау Дюрсо" ,"9 тактов...ну ладно, 7. Вот зря вы мне не верите, там графиня была" -- это же восхитительно все)

miele

1 год 7 месяцев назад

Тоже недавно пересматривала, как и Хождение по мукам. Такого не снимут больше никогда ,ушли актеры, ушла натура

miele

1 год 7 месяцев назад

Про белогвардейцев в период развитого социализма- это Вы зря.

 И Адъютант его Превосходительства с экранов не сходил, и Русское поле, в исполнении Ивашова, и Хождение по мукам, и Служили два товарища, и Бег, опять- таки. И ''там'', и ''там'' были хорошие люди, патриоты и подонки, негодяи-это шло красной нитью через многие  фильмы о Гражданской. 

miele, а "Сорок первый"? Так безумно жаль этого умного интеллигентного белогвардейца. Из дворянина, угнетателя пролетариата, сделать такую трагичную фигуру, вызвать такую жалость и сочувствие у зрителя. 

Fox12, ну, фильм сняли в первый год Оттепели.

Белогвардейца жаль, но кино, в целом,- как ни горевала потом красногвардейка, но долг есть долг. И убивает его она, потому что он ее бросил бы, он же побежал к своим, как только они показались на горизонте. По человечески мне ее  жаль не меньше -- она для него осталась холопкой, а он для нее бывшим барином. Это драма о ней,а не о нем. Надо бы перечитать 

Interpretation, жаль мне героиню. Страшный открытый финал. А убивает она его по идейным соображениям. Она же его конвоировала. Вот и выполнила приказ. При побеге - расстрел. В любом случае, будущего у них не было. 

Bu-bu-bu

1 год 7 месяцев назад

Книга вертелась у меня в голове весной 2022го и я её перечитала. Произведение мощнейшее. Удивительно, что в нем, несмотря на сюжет, есть что-то обнадеживающее. Это не беспросветная книга. Интересно, осталась ли сейчас надпись на фронтоне киевской гимназии ? 

Разделяю недоумение комментатора АМКоллонтай. Искренно хотелось бы понять этот парадокс-цензура, гонения, ссылки, расстрелы. Тем не менее, выходят книги Булгакова, печатается "Тихий Дон", "Хождение по мукам", снимаются фильмы по этим книгам. Сталин лично звонит Булгакову и Пастернаку, за Ахматову волнуется, интересуется Мандельштамом.

 

Bu-bu-bu,  нам невозможно точно узнать, как там переплетались нити, что было правдой, что полуправдой, что неправдой, какое настроение было у власть имущих и как им виделась ситуация в их настоящем времени. 

Cler, Да, вы правы. Я даже встречала мнение проф. историков, что именно архивам сталинского времени нельзя верить -их массово фальсифицировали при Хрущеве (в том числе и сам Хрущев). Читаю мемуары , там тоже много удивительного. Но есть факт - книги и фильмы, нелестные для власти, были изданы и сняты.

Bu-bu-bu, речь о том,что издавались и ставились спектакли и фильмы снимались, а потом запрещались. И нельзя, конечно, сравнить Тихий Дон, Хождение по мукам с Белой гвардией. Ну, это абсолютно разные произведения о Гражданской войне

Interpretation, а для меня наоборот "Белая гвардия" и "Тихий Дон" стоят рядом, я считаю оба этих произведения правдивыми, талантливыми и глубоко психологичными. Написаны очевидцами событий практически в одно время.  Ещё Бабеля поставила бы в этот ряд."Хождение по мукам" да, немного не то. Интересно, почему вы считаете что нельзя сравнивать? ( надеюсь, при упоминании "Тихого Дона" не материализуется фанат этого произведения Анитра)

Bu-bu-bu, потому что я пишу о сравнении с позиции начала прошлого века, а вы с высоты сегодняшнего времени )) Я как современный человек, получивший доступ к информации об этих произведениях, об авторах и живущий вне тоталитарного режима, безусловно, могу сравнить эти произведения в смысле правдивости описаний, но идеологически они выстроены по-разному в любом случае

Interpretation, честно говоря, не поняла вашу мысль.Я как раз не с высоты современности сравнивала. Обе книги вполне антисоветские, "Тихий Дон" даже поопаснее был для власти, там отклик был колоссальный со стороны читателей. Обе книги во многом о сломе привычного уклада. Написаны очевидцами и участниками событий, первые читатели тоже из того же поколения. Тот же Сталин прекрасно знал оба произведения, лично вмешивался в их судьбу. Всё-так они вышли в 1924/27 годах, люди же не рыбки гуппи чтобы уже тогда не помнить Гражданскую. Я ещё поверю, что читатели 60х годов воспринимали их через призму идеологии, но не в двадцатых/тридцатых. То, что вышло до 1937, это как раз и есть самая правдивая литература о Гражданской, и самые искренние отклики.

Bu-bu-bu, Булгаков показал прямых врагов народа прекрасными людьми чести, а Шолохов показал метания человека из народа -- это разные вещи. Конечно, оба произведения искренние и честные и "подозрительные", но идеалогически, идейно они разные, вот о чем я

Interpretation, Простите моё занудство, но с этой точки зрения я не могу с вами согласиться. Роман Шолохова не просто о "людях из народа", он о казаках. А казаки были мощнейшей частью белогвардейского движения, едва ли не главными врагами Советской власти. Ведь именно они подавляли ту же Февральскую революцию. Их только так и изображали-псы царя, нагайкой хлещущие восставших. И тут вдруг целый роман про них. Как часть белогвардейского движения они вынуждены были массово эмигрировать, оставшиеся подверглись жесточайшим репрессиям. Да, натура совсем другая, не киевские интеллигенты, но тоже враги и тоже показаны не однозначно. Ваш тезис про метания человека из народа, скорее всего, превзят из  советского литературоведения. Про "Тихий Дон" критики  долго просто боялись писать, настолько эта книга была шокирующей в момент своего выхода. Но успех был оглушительный и вот, чтобы что-то сказать начали про метания.

Спасибо вам за пост и за интересную дискуссию, и всем комментаторам 

Bu-bu-bu, но он ведь действительно метался. Я понимаю вашу точку зрения и даже соглашусь с тем, что казаки тоже считались врагами и произведение опасное, но все же, согласитесь, не настолько, насколько дворяне. С казаками была, как бы сказать, дискуссия, диалог, а с дворянами -- нет. И Турбины описаны однозначно врагами Красной Армии, без всяких сомнений. При этом оч порядочными, честными, прекрасными людьми.

Как мне кажется, в этом загвоздка. Ну и в том, что между Булгаковым и Шолоховым так же есть разница классовая.

Впрочем, в целом, да, эти произведения можно ставить рядом, сегодня.

Спасибо за отклик тоже, мне оч интересно говорить на такие темы🙏

ia_feia

1 год 7 месяцев назад

Любимы мной и книга, и фильм. К Булгакову в последнее время стали обращаться и театральные режиссеры Москвы - и театр Вахтангова, и имени Пушкина - идут постановки, и не единичные, а сразу нескольких произведений. Муж у меня в связи с последними историческими событиями сказал мне - а ты перечитай Дни Турбиных - там все по полочкам разложено, как будто Булгаков это сегодня написал. Спасибо, автор, за прекрасный анализ произведения и за интересные факты!

Kokosha

1 год 7 месяцев назад

Если кто в Москве, очень рекомендую спектакль "Бег" в театре Вахтангова, постановка Юрия Бутусова. Да, это другое произведение М.Булгакова, но дух, товарищи, дух произведений Булгакова и времени: война, "Крым сдан - это конец", человеческие судьбы в молотилке чьих-то амбиций, трусость, предательство , эмиграция, любовь, дух - как никогда актуален. 

Очень люблю эти произведения Булгакова, к сожалению, фильм с Басовым не смогла смотреть из-за Мягкова. Ну совсем другой герой Алексея должен быть в моем восприятии, при всем уважении к таланту, не могу воспринимать чисто внешне. А вот фильм "Бег" с  Михаилом Улановым и Людмилой Савельевой (но там и Евстигнеев, Баталов, вообще вся наша плеяда актеров), режиссеров Алова и Наумова зацепил, тоже рекомен, кто оббит Булгакова. 

В остальном  - советские экранизации становятся лучше с каждым годом:)

Спасибо за прекрасный обзор, многих фактов о судьбе произведения не знала!

sandra_kids

1 год 7 месяцев назад

Супер пост и Автор очень поработал! Только на Андреевском у Булгаковых был не особняк а квартира на втором этаже). Где-то в 4-5 комнат, очень запутанная и взбаломошная. К ним все время кто-то приезжал и уезжал, так что и Лариосик из тех приехавших и живущих в маленькой проходной комнате. Там и комната в которую выходят через шкаф, и лампа с зеленым абажуром... В конце 80-х один удивительный человек, Анатолий Кончаковский, в заброшенном доме на Андреевском создал нынешний Музей Булгакова. Он объехал всех трех жен Булгакова и сохранил их воспоминания а также привез в любимый Город писателя подаренные музею артефакты. 

Сам музей имеет очень оригинаьную концепцию. На уникальном старинном паркете Булгаковых находятся как бы два мира. Обычный, мир семьи писателя и коллекции посвященной его роду. И призрачный мир Турбиных. И потому например два стула обычные деревянные в том доме, а два - бело-призрачные. И так все вещи. 

А.П.Кончаковский стал хранителем музея, дирекором, написал массу великолепных книг о Булгакове. Он и сейчас водит на экскурсии своих друзей, правда редко. Ему 88 лет. Он настоящее сокровище и чудо-человек.

Внизу там есть еще терраса со входом из дворика через проулочек. Там можно пить чай с вареньем за символические деньги (прямо в наше время сидят разные забредшие с улицы люди и добродушно пьют и себе общаются - и никто телефон не тянет) и листать книги Булгакова на десятках языков. Еще ежегодно Музей устраивает булгаковские чтения и на этих самых языках люди записывают отрывки из разных произведений. Такой флешмоб.

А, ну а внизу жил собственно Лисович, он же Василиса). Он был владельцем этого дома)).

Булгаков и Врубель - часть огромной киевской вселенной, затянутые туда каким-то невероятным магнитом и отразившие Киев для нас, как великий дар.

Bu-bu-bu

1 год 7 месяцев назад

Пост правда классный, и комментарии чудесные. Киев удивительный город, это действительно целая Вселенная, всеобъемлющая, многогранная, объединяющая противоположности. 

Btat

1 год 7 месяцев назад

Шикарная статья. Автор, пишите ещё :)))) Очень интересно читать Вас :)))

Zaklepka

1 год 7 месяцев назад

Я так и не побывала в Киеве(( Подруга еще зазывала во Львов, говорят там очень интересное кладбище есть. Но все откладывали, откладывали. 

Обожаю Дни Турбиных, помню, что в школе не понимала, почему так мало внимания в программе к Турбиным, и так много к Мастеру и Маргарите.

Добавить комментарий

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.
  • Теги <img> могут использоваться только для изображений размещённых на данном сайте.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Последние новости

Знаменитости

"Это просто любовь". Бузова прокомментировала свои отношения с Олегом Майами

На прошлой неделе во время концерта Ольга Бузова представила новый трек «Такси» вместе с Олегом Майами. Под конец выступления артисты слились в страстном поцелуе.

Автор S News 2 323

Общество

За заслуги перед Отечеством. Игорь Крутой получил новый орден

Композитора и продюсера Игоря Крутого наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени

Автор S News 2 133

Знаменитости

Недвижимость? Машины? Песни? Что оставил после себя бывший солист "На-На"

Какое наследство оставил после себя Владимир Левкин?

Автор S News 0 384