Сначала представлюсь. И объясню, почему именно Машков. На том самом сайте, откуда мы пришли, я уже была известна (надеюсь) своим поклонением Машкову. Выдержала несколько с*чей, опубликовала раскопанную и систематизированную мной родословную актёра. Неизменно включала его во все списки #Пирожков – наших, не наших, в возрасте и тому подобное (несогласных посылаю на фильм «The Quickie» (2001)). Поэтому, когда возникла идея флешмоба, посвященного актёрам, решившим порежиссировать или режиссёрам, засветившим свои лица в кадре, я подумала – ну мне и карты в руки. Мой любимый персонаж вполне дал повод поговорить об актерской режиссуре. Хотя не все, как оказалось, об этом знают.
И начинаю с самого очевидного. С фильма, не нуждающегося в представлении, ибо он входит во все топы новогоднего кино. «Сирота казанская» (1997). «Всем мамам и папам посвящается». В знаменитой программе «Час пик», тогда её после Листьева вёл уже Разбаш, выпуск 23.09.1996 года – Машков признался, что хочет снять «советское кино, в хорошем смысле». И снял. (Кстати, из этого интервью станет понятно, почему именно Машков стал худруком Табакерки. Спойлер: потому что Табаков сам прилюдно назвал его своим преемником). Вот так сидел Володя со своим другом, сценаристом Олегом Антоновым, ну само собой выпивали, и Олег рассказал, что прочел в газете интересное письмо от девушки, разыскивающей отца, которого никогда не видела. А давай снимем – а давай! К исходу 90-х народ так устал уже от чернухо-порнухи низкого пошиба, до которой скатилось бывшее советское кино, что «простая, но настоящая история» была как глоток свежего воздуха. И режиссерская манера Машкова проявилась именно в этом – никакого заумствования, никаких двойно-тройных смыслов с прицелом на западные фесты– главное люди и их житейские, но при этом сказочные истории, семья, папа, мама, дом. А в профессиональном смысле главное – актёр. Кино полностью актёрское, для этого Машков собрал компанию практически лучших на то время актёров возраста «отцы, почти что деды» - Гафт, Табаков, Дуров, Павлов. И то, что они поверили дебютанту в кинорежиссуре (но не в режиссуре вообще, об этом далее) говорит о многом.
. Причем сам Машков как бы благодарит то поколение, вставляя явные «реверансы» советским фильмам, например забавно цитирует эпизод из знаменитого «Свой среди чужих, чужой среди своих». Бывшую жену же привел на съёмки не Машков, а оператор. Кстати, на сайте www.net-film.ru по поиску «Сюжеты Съемочная площадка фильма Сирота Казанская реж. Машков сюжеты №55688» выложены видео со съемок. Чтобы видно было «…из какого сора…». Уговаривать смотреть этот фильм не надо – его и так будут смотреть, всего-то восемь месяцев до Нового года осталось.
Между первым и вторым фильмом у Владимира прошло долгих семь лет. Но готовился к съемкам, похоже, всю свою творческую жизнь. Ибо вторым его режиссерским фильмом стал «Папа» (2004), поставленный по пьесе Александра Галича «Матросская тишина». История постановки этой пьесы в театре сама по себе драматична и интересна, как и факт, что на роль старика-еврея, вороватого и пьющего, Табаков назначил своего студента красавчика Машкова. И с самого начала своей театральной карьеры у него теперь была мысль снять эту историю на большом метре. Чем же она его так зацепила? Темой Холокоста? Да, Машков играл евреев, все помнят Даву Марковича из «Ликвидации» (2007). А в франко-белорусском фильме «Я-Иван, ты-Абрам» (1994) так и вообще практически всю свою роль сыграл на идише, прадед Машкова был евреем по фамилии Зеленский (!). Но главное – тема всеобъемлющей родительской любви. Машков считал своим долгом поставить этот фильм, потому что … Потому что он так и не успел сказать родителям всё то, что понял потом, что должен был сказать. Они ведь не были в восторге и от его ранней женитьбы, и тем более от хулиганства в Новосибирском училище, из-за чего его постоянно выгоняли, от «поисков себя» в Москве, Ленинграде и бутылке портвешка в компании новосибирских грузчиков. Он уехал покорять Москву будучи в ссоре с родителями. Но вскоре его мама умерла, а затем и отец. Вину за то, что не попросил прощения, не произнес нужных слов, Владимир потом чувствовал долгие годы. И фильм он снимал как покаяние перед ними.
Переносить на экран театральную пьесу архитрудно, тем более эту. Условность театра не равна «документальности» кино. Удалось? Тем более что в отличие от первого фильма, где у Машкова безмолвная роль продавца пристанционного киоска длительностью полминуты, в «Папе» роль – главная.
Филигранно проведен кастинг – юный и очень талантливый скрипач Андрей Розендент не играл скрипача, а был им. При этом оставаясь типичным пацаном из маленького местечка. И он очень похож на Егора Бероева, который играл повзрослевшего Давида. Атмосфера аутентичней некуда, натурные съемки без нареканий. Причем, в отличие от первого фильма, киногеничность для этой пьесы режиссером и оператором достигается прежде всего визуально, а не на уровне сюжета и актерской игры. Авторы фильма добиваются не просто красивой картинки, а дают некие намёки на живописные полотна, начиная от Рембрандта и Ван Гога, и заканчивая Дейнекой. А также на кинематографию Дзиги Вертова и раннего Эйзенштейна. (Если вы думаете, что я это откуда то списала, то нет - это я такая умная.) Ну и маленький режиссерский каприз – любимая жена режиссера Оксана в кадре. И типажно она вполне вписывается, много было тогда дочерей первых революционеров, зачастую выходцев из бедных еврейских местечек, из-за родства с ними и эти женщины неминуемо попали под репрессии.
Сюжетно же в фильме оставлена одна линия, раскрывающая самую суть. Родительская любовь – это не усипуси и целование попки. Родительская любовь – это крылья, которые понесут тебя к тебе же, кем ты должен стать по предназначению, данному свыше. Что касается роли Машкова. Он сыграл именно то, что и нужно было сыграть. Маленького человека в трагичных обстоятельствах, типичного персонажа русской литературы. И дураки альтернативно одаренные те, кто считает, что Машков играет только суперменов. Такого же, но, конечно, другого Маленького человека, который когда-нибудь вдруг поднимается в полный рост и становится настоящим героем, он сыграл, например, в «Медном солнце» (2018).
Фильм «Папа» участвовал в ММКФ, от профессионального жюри ничего не получил, но получил Приз зрительских симпатий. Что ценно, значит задело за живое. А не за профессиональные выверты.
Вердикт – смотреть, с платочком для слёз.
На Кинопоиске в разделе режиссура у Владимира значится ещё два фильма: «№13» и «Страсти по Бумбарашу». Но строго говоря, это не фильмы, а официально перенесенные на видео театральные спектакли. Что правильно! Да, театр сиюминутен, но сохранять спектакли надо обязательно, иначе многое уходит вместе со свидетелями. Так например – я не смогла найти полную версию «Трехгрошовой оперы» в Сатириконе, которую Машков поставил в 1996 году с Костей Райкиным в роли Мэкки-Ножа. А режиссура Машкова, вообще-то началась гораздо раньше названных спектаклей. И что примечательно – Машков не перетягивает одеяло на себя в своих спектаклях, просто потому что в них не играет.
Первый спектакль (и его можно увидеть в интернете, пусть и в техническом качестве) «Звездный час по местному времени» (1992). Поставил этот спектакль Машков после того, как его и его друга Е.Миронова не утвердили на пробах фильма Досталя «Облако-рай». Ах, так?! Тогда мы сами! Главная роль – первая у Миронова. Спектакль очень смешной, шебутной, но с грустинкой. Актёры просто купаются в своих ролях рядовых провинциальных обывателей. Когда-то телеграмм канал «Закулиска» назвал режиссерскую манеру Машкова «Новокузнецкой искренностью». Назвал, между прочим, с негативным подтекстом. Но сейчас, повернувшись на 180 градусов (мы же не Бербок), подтекст этот поменял. Ну не дождёшься от снобской московской театральной тусовочки искренности – получайте новокузнецкую! Вердикт – смотреть, особенно любителям народного кино типа «Любовь и голуби».
Другой спектакль, и без преувеличения, легендарный, что признают даже недруги Машкова типа ТК «Кот Х.П.» - «Смертельный номер» (1994). Пьеса всё того же Олега Антонова. «Балаган в 2х частях». Да, это цирк, буффонада, театр в самом изначальном виде, эксцентрика, сюр. Вроде бы из жизни четырех клоунов, которым надо срочно спрятать труп и свалить нафиг. Не сразу понимаешь, что это актёрская душа разбилась на четыре части – грустную и весёлую, брутальную и нежно-ранимую. А душу могут сыграть только актёры в истинном смысле. Таких сейчас не делают. А тогда играли Андрей Панин (воистину этот спектакль – памятник ему), Андрей Смоляков, Виталий Егоров, Сергей Беляев, Сергей Угрюмов. Забористо уморительный и одновременно печальный философский спектакль о смерти. О таланте. Об истоках творчества. Со множеством режиссерских находок в пластике, переодеваниями, машинерией, отсылами к Великому Немому и итальянцам. Спектакль невероятно современен без беготни с тряской причиндалами и намеков на актуальную политическую повесточку, как у модных режиссеров С. и Б. Просто про душу – это навсегда. Вердикт - смотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО, катарсис с улыбкой на губах обеспечен
Спектакль из Кинопоиска. «№13» (2003). Тут я особо распространяться не буду. Из тех, что ставят во всех театрах ради кассы. И Палыч, пришедший возрождать полузабытый полузаброшенный МХТ в начале нулевых, пригласил своего ученика чтобы поставить беспроигрышный зрительский спектакль, которым можно рубить бабло. Что и случилось, рубят успешно до сих пор, только меняя составы. Из примечательного – именно на этом спектакле Федя Бондарчук увидел свою будущую супружницу Паулину. В кружевном белье она была так неотразима, что Фёдор… ну дальше вы всё знаете. Вердикт – смотреть для «поржать». Рейтинг на Кинопоиске 8.2, тем более в первом составе играл Е.Миронов.
Про современные постановки писать не буду, я их попросту ещё не видела. А пописявкам ангажированной театральной тусовки не доверяю. Точно знаю, что зрители, которые боятся прийти со своим ребёнком на спектакль «из школьной программы» и увидеть перед лицом, фигурально выражаясь, МПХ, смело могут посещать Табакерку. Машков-худрук и Машков-режиссер такого не допускает. Москвичи сами могут посмотреть «Страсти по Бумбарашу», «Ночь в отеле», «И никого не стало», «Схватку». Первую версию спектакля «Страсти по Бумбарашу» (1993) можно найти в интернете, там пронзительно сыграли Миронов и Заворотнюк, а в форму фактически мюзикла облечена серьёзнейшая тема гражданской войны.
Ну и … в завершении, очень жаль, что бытовые и финансовые оргвопросы Театра и Школы (я в курсе, о чем говорю) во многом не дают Машкову сниматься и ставить. Знаю, например, про его мечту снять полный метр по… (молчу-молчу чтобы не сглазить). Честно – я соскучилась!
P.S. Про его актёрские работы пока почти не пишу, год для него юбилейный, осенью, надеюсь, будет текст (а там будут сюрпризы).
Комментарии
Прекрасный пост! Понравилось ваше описание манеры Машкова ставить фильмы и спектакли. Я его видела по сути только в Ликвидации. Но там у меня была любовь - Маковецкий ❤. Хотя там все прекрасны. Сироту не видела. Папу смотреть не буду, обрыдаюсь
Fox12, в обязательном порядке - Вор.Не заскучаете ни одной минуты.Если вдруг окажется неинтересным сюжет,чего не может быть,от самого Вовы "в полном расцвете сил" нельзя будет оторвать глаз
tutelka, что-то мне подсказывает, что Вор это тоже будет в слезах и соплях. В свое время специально не смотрела его. Там такой пацан играл, просто чудо
Fox12, истинно так
tutelka, +++ недавно посмотрела. Вот мужик красивый был, и фильм очень цепляет. Мне ещё актёр в конце понравился очень, Беляев кажется, настоящий мужик.
HomeInParis, да,Беляев - это наш Керк Дуглас.Посмотрите Единожды солгав с ним в главной роли,тоже не пожалеете.Сильный,жизненный фильм.Можно с МЧ,полезно будет
Спасибо, автор!
К стыду своему, я именно та среднестатистически-кассовая публика, была на 13D пару раз и Паулину видела. Зал смеялся.
Из фильмов смотрела только "Папу" и фильм мне понравился, Машкову веришь.
По вашей наводке ознакомлюсь с фильмами и телеспектаклями)
Kroky98, Совершенно не надо стыдиться. Если бы в театрах шел один, условно говоря, "Гамлет" - мы бы из депрессий не вылезали.
lekstrem, о, парочку Гамлетов я видела тож (К.Райкин и Е.Миронов), так что реабилитирована))
Спасибо за пост, интересно было прочитать. Любимые роли Машкова - в "Ликвидации" и "Идиоте", это чисто его роли, никого другого не представишь. В "Воре" ещё, конечно. А в "Охоте на пиранью" и "Подмосковных вечерах" (современная интерпретация "Леди Макбет Мценского уезда" со звездным актерским составом) он даже горяч, хоть красавцем никогда не был.
FGHJ, вот вы сказали: красавцем никогда не был 😳. Это как жеж, красавец, он и есть красавец
Fox12, ну ок, классическим красавцем. На вкус и цвет, наверное. Для меня красавец - Тихонов. Но Машков - харизматичный и талантливый актер.
FGHJ, Тихонов времен Болконского - да. Но Машков такой испанский мачо. И красавец конечно
FGHJ, Тихонов - красАвец,а вот Машков - и красАвец,и красавЕц,а это куда дороже )))Хотя бы потому,что в своих любовных сценах Тихонов , увы ,- малоубедителен, зато Машков..
tutelka, да, в нем есть страсть) В некоторых ролях.
Фильм "Лимита" определил мой выбор стать программистом :) очень мне хотелось написать такого же "червяка", который пароли кушает)) привет, мой нежно любимый 1994 год...и офигительный Владимир Машков в главной роли
Прекрасный пост
Лично мне этот актер очень по душе. Cмотрел много фильмов с его участием и ни разу он меня не разочаровал. Больше всего понравился в фильмах "Олигарх", "Кандагар", "Медное солнце". Безусловно, Машков - один из самых талантливых среди современных российских актеров.
У Машкова есть отличный сериал "Григорий Распутин", как раз на днях пересматривала, очень качественно снят и Машков там замечательно перевоплотился в знаменитого "старца".
MISHA, точно, напомнили про Распутина. У Машкова много интересных ролей.
MISHA, причем в отличие от прежних трактовок этого образа, Распутин был показан практически как положительный персонаж. Авторам хватило смелости не идти на поводу клише, а попытаться разобраться самим.
Из перечисленного видела только Сироту казанскую, нормальная семейная комедия. Даже не предполагала, что режиссер Машков, да еще что это режиссерский дебют. Ладно скроенный фильм. Но мне кажется, слишком уже перекликается с Мамма-Миа. Может, и было объявление в газете, но больше похоже на адаптацию известной истории )
Bijou, а ничего, что Мамма-миа вышла в 1999, а Сирота казанская в 1997?
lekstrem, ничего )
Various reviewers have noted a similarity in the plot between Mamma Mia and the 1968 film Buona Sera, Mrs. Campbell, previously adapted as the 1979 musical Carmelina, which is also about a woman who does not know which of three men is the father of her daughter, now a young woman.
Скорее всего, один из бродячих сюжетов.
Люблю Ликвидацию и Охоту на пиранью. Отличный актер. Спасибо за шикарный пост. Сразу видно, что поклонница писала.
Спасибо за пост и такой обстоятельный разбор!
В детстве и правда смотр4ла Сироту каждый год, очень нравилась, даже не знала, что это режиссерский дебют Машкова-открыли мне глаза прямо)
Харизмы у Машкова хоть отбавляй! И талантом не обижен.
Спасибо за пост )
Спасибо за пост, lekstrem! Люблю фильм Сирота казанская, Владимир Машков молодец.
Машков моя любовь! Лично для меня Лицвидация это просто шедевр.
iren2709, и для меня шедевр. Три раза смотрела)
Прекрасный пост! Спасибо, Автор!🌼
Сирота казанская, Папа, Распутин, Кандагар
Домовой, сериал Пепел, Идиот….Парфён Рогожин, я в это имя влюбилась 🫣
самый любимый, это Ликвидация, смотрела много много раз, отлично снятый сериал с чудесными актерами
про красавцА…беспорно хорош! НО для меня ростом маловат
Добавить комментарий