Автор: Sculyaculy | 15.03.2023 - 13:36
«Киноглаз» (1924 год) и «Человек с киноаппаратом» (1928 год), режиссер — Дзига Вертов
Не совсем понятно, как их можно рассматривать отдельно. Оба фильма подобны бездонному цилиндру фокусника — все возможные технические трюки были придуманы еще в 20-е годы Вертовым, а современные режиссеры восхищаются и заимствуют их до сих пор.
«Броненосец „Потемкин“», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1925)
Один из лучших, если не лучший фильм всех времен и народов по мнению многих авторитетных критиков, режиссеров и простых зрителей. Киноведам, безусловно, будет интересен новаторский монтаж и расхватанная на цитаты сцена расстрела на одесской лестнице, но один из самых ярких и болезненных образов в фильме — пробуждение матросов броненосца от рабского сна после того, как их попытались накормить червивым мясом. После такого угощения они словно прозревают самую суть своего существования и вырываются из кокона апатии и послушания. Все остальное уже история, в том числе и история кино.
«По закону», режиссер — Лев Кулешов (1926)
В этой экранизации рассказа Джека Лондона «Неожиданное» Кулешов построил Юкон на Москве-реке. В первую очередь фильм знаменателен сочетанием рваного монтажа и длинных планов, но даже если отвлечься от технических нюансов, он до сих пор смотрится как минимум с интересом из-за моральной дилеммы — устроить над убийцей самосуд или отдать его в руки закона.
«Мать» (1926 год) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год), режиссер — Всеволод Пудовкин
Первый фильм — экранизация Максима Горького и одно из самых больших достижений советского кино. Пронзительная история про семью из отца-черносотенца, сына-революционера и любящей матери, гибнущей с красным стягом в руках под копытами конных жандармов. Второй — тоже политический фильм про борьбу большевиков с миром капитала, крах империи через трагедию маленького человека. Роднит их не только отсутствие звука, призыв «пой, революция!» и завораживающее использование мультиэкспозиции, но и актер Александр Чистяков. В одном фильме он сыграл отца-тирана с бородой Пана, а в другом — рабочего, руководящего штурмом Зимнего дворца.
«Турксиб», режиссер — Виктор Турин (1929)
Немая, динамичная и полная энергии документалка в пяти частях и с хронометражем меньше часа о строительстве хлопкового пути СССР — Туркестано-Сибирской магистрали. Любопытно, что режиссер Виктор Турин в революционные годы посещал университет в Массачусетсе и вернулся только в 1922 году, пропустив самое важное для страны время.
«Андрей Рублев», режиссер — Андрей Тарковский (1966)
Бытописание великого иконописца представляет собой по сути альманах связанных сквозной сюжетной линией притч, где можно увидеть и христианские мотивы, и тему взаимоотношения власти и искусства. Однако прежде всего это кино, показывающее, из какой грязи и крови рождается искусство. Горящая корова, ослепленные мастера, разбредшиеся по лесу, Никулин, захлебывающийся кипящей смолой, — все обернется чередой икон в цветном финале черно-белого фильма. Каждую из них можно долго рассматривать и находить в ней фрагмент из только что просмотренной картины.
«Король Лир», режиссер — Григорий Козинцев (1970)
«В смутные года идет всегда слепец за сумасшедшим…» Ни грамма фальши в актерской игре (Юри Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом, особенно прекрасен), ни одного слабого кадра — последний фильм Козинцева, снявшего, кстати, перед этим отменного «Гамлета», не зря попал в этот список. В прихотливых ракурсах и в сочетании света и тени при желании можно увидеть отголоски Ингмара Бергмана с Орсоном Уэлсом и очевидную схожесть с «Андреем Рублевым», но прежде всего это лучшая экранизация Шекспира в истории русского кино.
«Земля», режиссер — Александр Довженко (1930)
Немое кино про то, как в период коллективизации в деревню привезли трактор, кулакам это не понравилось, и они убили молодого коммуниста Василя. В пересказе звучит не очень увлекательно, но чего стоит один только танец подгулявшего Василя на ночной дороге, словно попавший в картину из «Заколдованного места». А монтаж сцены рабо ты крестьян в поле? А похороны Василя, которые превращаются в митинг, «без попов и без дьяков», с «новыми песнями про новую жизнь»? А исступленный кулацкий танец на фоне торчащих из земли крестов? Пробирающий до кости сплав поэзии и реализма, Платонова и Гоголя, лирический взгляд на слом старого уклада и приход нового времени.
«Летят журавли» (1957 год) и «Баллада о солдате» (1959 год), режиссеры — Михаил Калатозов и Григорий Чухрай
Два красивейших фильма о любви и войне, один — поэма в прозе, второй — баллада, как и сказано в названии. В заслуженно получивших «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах «Журавлях» можно бесконечно восхищаться операторской работой Сергея Урусевского и любоваться на лицо Татьяны Самойловой. Фильм полон лиризма шестидесятых, романтики, входящей в клинч с эстетикой итальянского неореализма. Однако скромная, нежная и полная гуманизма картина Чухрая про путешествие солдата, который отправился в увольнительную повидать мать и по дороге влюбился, ранит больнее и остается в сердце зрителя дольше. Впрочем, тут все субъективно.
«Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1969 год), режиссер — Сергей Параджанов
«Тени забытых предков» — пронзительная история любви, которая сильнее смерти, по новелле украинского писателя Михаила Коцюбинского. Можно долго говорить о столкновении в фильме языческого и христианского мировоззрений и о фольклорных мотивах. Но, чтобы проникнуться, достаточно посмотреть на маски, на финал с похоронами, на потрясающую сцену убийства, когда кровь заливает объектив камеры великого оператора Юрия Ильенко. «Цвет граната» — фантасмагория, ожившая палитра красок, взгляд на внутренний мир средневекового армянского поэта Саят-Новы. Здесь сюжет отступает перед формой на задний план, но это никак не мешает передаче настроения. У Параджанова, как ни у кого другого, получалось сочинять поэзию в кино.
«Александр Невский», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1938)
Да, агитационный фильм, зато какой! Внушительные сцены сечи, «фирменный» эйзенштейновский монтаж, симбиоз картинки и гениальной музыки Сергея Прокофьева. Чего стоит момент, когда на горизонте появляется лавина тевтонских рыцарей и звуки бубнов и дудок сменяются мрачно—величественной, почти церковной музыкальной темой. Но волноваться, конечно, не стоит — сама природа на нашей стороне, и все немцы уйдут под лед.
«Иван Грозный», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1944)
Здесь прекрасно все — от сильнейшего образа и игры Николая Черкасова, костюмов и декораций до снятого в цвете танца опричников во второй, не понравившейся Сталину и запрещенной к показу части фильма (странно, что в список попала только первая серия фильма). Сейчас некоторые нюансы актерской игры могут казаться слегка комичными, но перед ощутимой, нешуточной мощью картины отпадают любые вопросы.
«Обыкновенный фашизм», режиссер — Михаил Ромм (1967)
Шедевр Ромма рекомендуется для просмотра не только документалистам и киноведам — сочетание жутких кадров, едкого закадрового комментария и бравурной музыки до сих оказывает очень сильный эффект.
«Война и мир», режиссер — Сергей Бондарчук (1967)
Масштабнейший советский фильм и, как к нему ни относись, безусловно смелая попытка Бондарчука экранизировать неподъемный роман русского классика.
«Восхождение», режиссер — Лариса Шепитько (1976)
Военное кино по повести Василя Быкова «Сотников» поднимает важнейшие моральные вопросы и в какой-то момент превращается в библейскую притчу. Музыка Альфреда Шнитке, игра Гостюхина, Плотникова и Солоницына и режиссура гениальной Ларисы Шепитько в буквальном смысле вынимают душу.
«Ностальгия», режиссер — Андрей Тарковский (1983)
«Итальянский» фильм Тарковского по сценарию Тонино Гуэрра с Олегом Янковским в главной роли полон классической музыки, обрывков из стихов, многозначительности и тумана в прямом и переносном смысле. Его можно любить или не любить (в конце концов, именно отсюда родилась «тарковщина», испортившая многих начинающих режиссеров), но в данном случае это настоящее искусство, без всяких кавычек.
«Русский ковчег», режиссер — Александр Сокуров (2002)
Фильм безусловно заслуживает внимания из-за технического приема, который Сокуров делает краеугольным камнем всей конструкции. Да, фильм снят одним планом, без монтажных склеек — в течение полутора часов камера путешествует по Зимнему дворцу, «культурному ковчегу» России, и это как минимум красиво.
Текст: Дмитрий Карпюк
Кино и сериалы
Ложь
Комментарии
Странно, что нет фильмов "Иди и смотри" и "Белый Бим-черное ухо". Нет фильмов Шукшина. Какой красавец Кузнецов в "Иване Грозном". Всегда засматривалась на него в этой роли.
Fox12, к сожалению,самобытным и новаторским российское кино было только на заре страны Советов.Рейтинг больше похож на составленный иностранцами.По поводу червивых макарон вспоминается сюжет Городка.Стоянов ,женственный кок бьет матросов по рукам и кричит Какой бунт???Это не черви,а мясо!Это макароны по флотски))
Fox12, мне кажется тут выбирали по принципу новаторства и приёмов операторской работы и режиссуры, это же Гарвард.
действительно странно что нет "Иди и смотри", я читала технический разбор, фильм не рядовой.
а Белый Бим все-таки не отсюда
Stirlitz, А что новаторского в Восхождении? фильм как фильм
Grace, очень сильный фильм все же, впечатляет. Может быть, поэтому? А вот что новаторского в Войне и мире - не знаю. Видимо, из-за того, что Оскара что ли дали?
Misa, там офигеть какие масштабные сьемки битв были, еще на балу новаторские съемки бала, в частности, кружение, оператор снимал на роликах. .меня творчество Шепитько не впечатляет, в отличие от Климова
Grace, ну видите, как все субъективно. А для меня это просто - масштабно. Я вижу новаторские съемки в Летят журавли, а в ВиМ ну не знаю.
Fox12, Кузнецов был крашем моим и моей бабушки))
спасибо!
Очень нравится "Баллада о солдате", "Александр Невский" и "Иван Грозный". Вообще люблю Черкасова. А роль Малюты Скуратова, я считаю лучшей ролью Жарова. По крайне мере не характерной для него ролью.
An180900, на днях посмотрела фильм с черкасовым "александр попов" 1949 года, не ожидала, что очень понравится! люблю советское кино, но такое старое почти не смотрела. удивляет отличное качество пленки, звук, диалоги и вообще уважение к зрителю. подается сложный материал и никто не боится, что рядовой зритель не поймет. черкасов очень хорош! сразу посмотрела фильм жуковский ( 1950), пржевальский 1951 - понравились. хочу посмотреть всю биографическую серию того периода.
Странно, что нет "Броеносеца Потемкина", по нему учат на режиссерких курсах в Голливуде
Grace, второй пункт)
Sculyaculy, сорри)))
"Андрей Рублев" - очень сильная картина.
Za-za-Zuu, у Тарковского все работы стоящие. Удивлена, что здесь не Зеркало, а Ностальгию выделили.
Tish, "Сталкер" круче "Матрицы" если его понять (я смотрела с лекций философов+литераторов до картины и после. послевкусие до сих пор )
молодой Гостюхин - вылитый молодой Харрисон Форд О_О
какие ж лицемеры. фильмы через один - про нацистов, фашистов, полицаев и пытки. а че, это, оказывается, всё плохо, да?
взяла на заметку «Русский ковчег»
Летом показывали фильмы Александра Сокурова в кинотеатрах Москвы…я чего-то пропустила
Спасибо, Автор!🌼
Ковчег, как и Прогулку, смотреть не могу из-за слабого вестибулярного аппарата-укачивает
Добавить комментарий