Меня не часто интересует личность автора понравившейся книги. Однако когда это случается, это значит, что я из читателя перешла в когорту фанатов. Я должна с вами поделиться, девочки. Не могу не поделиться.
В одном из ранних обзоров я писала про эту книгу так.
1) Последние дни Нового Парижа. Чайна Мьевиль
Из аннотации: В 1941 году американский инженер-ракетчик и оккультист Джек Парсонс едет в оккупированную нацистами Прагу, чтобы раскрыть тайну Голема. Это каббалистическое создание может помочь в войне с Третьим Рейхом. Парсонс не может покинуть Марсель и знакомится с группкой художников-авангардистов, изгнанных фашистами. Вместе с ними он создает новое мистическое оружие, способное оживить все мечты и кошмары, таящиеся в воображении сюрреалистов. С-бомба взрывается в Париже. Ход войны и мировой истории изменен.
В 1950 году Париж все еще погружен в хаос войны. Группы Сопротивления ведут борьбу с нацистскими оккупантами и коллаборационистами. Манифы - ожившие образы, вырванные из подсознания сюрреалистов, наводнили городские улицы. Среди развалин же бродят демоны, вызванные из Ада эзотериками СС. Боец Сопротивления Тибо пытается покинуть безумный город, но случайное знакомство с американкой Сэм изменит его планы. Сэм якобы документирует жизнь Нового Парижа и хочет проникнуть в эпицентр взрыва С-бомбы. Помогая ей, Тибо раскрывает тайные планы нацистов и только помощь таинственного и могущественного сюрреалистического Изысканного Трупа может спасти героев и их город.
Последние дни Нового Парижа - мое знакомство с Чайна Мьевилем. Я не сильно подкована в истории искусства, поэтому моментами я зависала, перечитывала. Потом снова зависала. А после прочтения сидела и думала: А чо это вообще такое было?
Мьевиль - феерический, невероятный мастер. Явление своего рода. Его невозможно ни с кем спутать. Замесить события второй мировой с сюрреалистическим ожившим искуством, изобретя альтернативную историю - это нечто. Вобщем-то сам сюжет - незамысловат. В том смысле, что герой идет вполне понятно куда и зачем, сворачивая по пути по делам внезапной компаньонки (как тут не вспомнить поговорку про собаку и семь верст). Но атмосфера, антураж, огромный культурный пласт и абсолютный сюрреализм, вписанный в каждую страницу, выносят читателя в новый мир на раз.
Прекрасная и невозможная книга, которая чем-то напомнила миры Лавкрафта.
10 из 10 манифов.
Прошло некоторое время и я добралась до следующей книги. И я, девочки, пропала. Я знала, кто бы этот, мать его, Чайна, ни был, он – панк, задира и гений. Наглый бунтарь, назвавший Толкина прыщом на заднице фантастической литературы.
Этот бритый чувак с характерной ухмылочкой и прищуром творит новый жанр странной фантастики. Фантастики, ни на что не похожей, и похожей на многое. Среди своих вдохновителей Мьевиль называет Лавкрафта. И его влияние неоспоримо. Каждый его роман – это толстенный исторический и культурный пласт, это вызов, это парадоксальный невозможный многомерный мир.
Чайна Мьевиль — британский писатель-фантаст. Родился в 1972 году в Лондоне в семье родителей-хиппи. Наверное, этого уже достаточно, чтобы предположить некоторую двинутую неординарность. Однако, это только начало.
Любил читать, учился, пробовал себя в писательстве. В 18 лет уехал в Африку преподавать английский. Проникся уважением к арабской культуре и интересом к ближневосточной политике. Получил степень по социальной антропологии (чуете, чем пахнет?). Защитил докторскую диссертацию, озаглавленную «При столкновении двух равных прав», в которой адаптировал к теории международного права марксистскую концепцию права, продемонстрировал связь международного права с империализмом.
Мьевиль — троцкист, бывший член британской Социалистической рабочей партии. Не стесняется критиковать и всяко-разно выражать свое мнение относительно повестки. Покинул партию, когда однопартийцы отказались осудить очередного сексуального скандалиста в своих рядах.
Принципиальный, дерзкий и опасный. Свои общественно-политические взгляды он транслирует через произведения. Неравенство, бедность, насилие, коррупция, сегрегация так или иначе становятся компонентами его странных миров. Так же как сюрреализм, магия, хоррор и мистика. Добавьте к этом удивительное виртуозное владение словом. И чисто революционные намерения спасти фэнтези «из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина».
«Идея утешительного фэнтези вызывает у меня рвотный рефлекс. Не то, чтобы вы не должны были бы чувствовать себя комфортно, или не должно быть всяких хэппи-эндов, но для меня мысль, что задача книги — утешать, по существу означает, что её цель — не бросать вызов, не ниспровергать, не подвергать сомнению. Тогда она всецело ориентирована на статус-кво — полностью, твёрдо, эстетически — а мне такая идея ненавистна. Я думаю, что лучшая фэнтези говорит о неприятии утешения, и вершина фэнтези — это сюрреализм, жанр, которым я зачитывался, как одержимый, и горячим поклонником которого являюсь. Я почитаю себя продуктом «развлекательного крыла» сюрреалистов — то есть использую эстетику фантастики для того, чтобы сделать нечто обратное утешению». (цитата)
Короче, девочки, я безнадежно, бесконечно влюблена.
2) Кракен. Чайна Мьевиль
Из аннотации: Билли Хэрроу работает в лондонском музее. Во время экскурсии открывается пропажа главного экспоната – аквариума с гигантским кальмаром, а следом и исчезновение охранника. На допросе в полиции Билли узнает о существовании спецотдела, занимающегося многочисленными сектами Лондона. По неизвестной причине Билли становится объектом охоты бессмертных асассинов, а затем и ключевым игроком в партии паникующего перед апокалипсисом оккультного Лондона, населенного магами-фишечниками, чудовищами и богами.
Совершенно крышесносный роман. Но имейте в виду, я – предвзята. По шкале предвзятости 11 из 5.
Если вы ок на английском, читайте оригинал, чтобы оценить магическую игру слов и юмор всех оттенков.
Открывая Кракена, рискуете в нем застрять надолго. Ибо этот мир как нолановское начало, пардон за каламбур, без начала и конца. Безостановочно меняется, шевелится, взаимопроникает, угрожает.
С чего начнем апокалипсис, друзья? Начнем его с исчезновения кракена. И наречем его новым богом. А потом совершим невозможное. Потому что ничем возможным апокалипсисы не останавливают.
10 капель чернил из 10.
Комментарии
Ушла искать Париж на Литрес. Спасибо!
Лет 7-10 назад тоже перечитала все, что на данный момент было переведено на русский. После Вашего поста захотелось снова окунуться в миры Чайны. Я помню это волшебное ощущение, когда тебя прямо "затягивает". Начиная с "Кракена" уже не читала. Буду.
Ну вот Кракен тоже сразу в сердечко. Спасибо!
Спасибо за обзор, обязательно почитаю.
Почему-то напомнило Бена Аароновича, "Реки Лондона" -по крутизне замеса, я искала что-то похожее. Но там были только)) волшебники и волшебные сущности, а тут еще и искусство!
Ну Вы так описали автора, что я прям бросаюсь читать. А Вам хочется пожелать личного знакомства с этим неординарным человеком. Не знаю почему, но такое пожелание пришло в голову, уж больно красочное и ёмкое эссе получилось.
tyshka, Спасибо. Вы меня так почувствовали. Я правда ощущала себя юной экзальтированной девицей пока писала. Мне действительно хотелось бы лично с ним познакомиться, просто спросить как вообще это рождается в его голове.))
winniema, а вам что-то известно про его жизнь? Может, он ведёт инсатграм ? Я, помню, год назад подзависла на Адаме Нэвилле, и добралась до его инсты))
arizonadream, он вроде бы оч закрытый персонаж. Аккаунтов в социалках нет
Спасибо за пост, очень интересно!
Спасибо! Теперь знаю, что посоветовать подруге. Она любит фэнтези.
Вай, какой брутал. Я фэнтези не особо, но пойду-ка почитаю))
Автор, спасибо за пост!🌼 Очень интересно.
Я когда подписываюсь на новинки автора, сразу становлюсь фанаткой))
У меня такая любовь возникла к главному герою. Валерию Розову. Сначала посмотрела фильм про него. А потом прочитала книгу, Билет в один конец.
Была в восторге, ощущение счастья, радости, что такие люди существуют, которые вызывают улыбку, которые добрые, смелые, храбрые, настоящие. Он не навязывает свои увлечения, а просто заряжает тебя своей энергией, своей улыбкой, открытостью. Я не экстремал, не увлекаюсь спортом, но была под большим впечатлением от красоты, походов в горы, прыжки, полеты ….настолько главный герой, как человек, мужчина, запал мне в душу. Там грустная история.
Спасибо, что напомнили про Чайну ! Я читала сто лет назад его Вокзал потерянных снов и Город и город. Классные книги. Неординарный писатель. Города в его книгах просто потрясающие, это полноценные действующие лица. Но вот Последние дни нового Парижа я как-то побоялась начинать. По описанию показалось, что это какой-то винегрет, и почему-то всегда отталкивает связка нацисты/оккультизм. Вот сейчас с ужасом вижу, что у него вышла в 2017м книга Октябрь: история русской революции. Рискнуть ? Нужно ли мне это сейчас ?
Для меня то, как описан сам мир, детализация, игра слов, часто становится стабилизатором в острых сюжета Чайны. Поэтому Париж в целом пошёл неплохо. Октябрь лежит на полке, ждёт своего часа. Сейчас читаю Рельсы и ещё 3 книги. Пятую уже не потянуть
winniema, спасибо за знакомство с автором! Очень заинтересовали! Только вопрос: какова составляющая насилия и хоррора в произведениях?
Zephyr, насилие - не основной компонент,но необходимый. Хоррор и нагнетание превалирует.
Автор, да Вы - искуситель!!!
От всего сердца спасибо! Ищу новых фэнтези писателей и обязательно начну читать Чайна в ближайшее время, а то весь Пратчетт уже закончился.
Добавить комментарий