Поговорим об одной из самых узнаваемых и красивых музыкальных тем в истории кинематографа. И, разумеется, насладимся её прелестными чертами в самых разных вариациях. Надеюсь, за заглавное фото уважаемая Indevr не предъявит мне красную карточку, потому что подобрать другое в данной ситуации не представляется возможным. Вы всё поймёте.
Итак, Love Theme из кинофильма Стэнли Кубрика "Спартак" (1960), композитор Исадор Сойфер Саша Северный Алекс Норт.
Оригинальная тема в исполнении Universal Studio Orchestra под управлением самого маэстро Северного Алекса Норта, 1960
В эпический проект Кирка Дугласа, задумавшего экранизацию романа Говарда Фаста "Спратак" из-за обиды на Уильяма Уайлера за то, что для роли Бен-Гура тот предпочёл ему Чарльтона Хестона, Норт попал по приглашению продюсера Эдварда Льюиса, который был его поклонником. В распоряжении композитора был целый год, гигантский оркестр и любой каприз за наши деньги самые экзотические инструменты для создания "античной" атмосферы: кифара, кроталы (древнегреческие предшественники кастаньет), маримбы, лютни, цимбалы, ондиолин, китайский гобой, мандолины, древнееврейские флейты, бубамы и многое, многое другое.
На руку Норту играло и то, что диалогов в фильме оказалось не слишком много и ему предоставлялась уникальная возможность заполнить недосказанность сцен своей музыкой. К сожалению, из-за беспощадного монтажа, осуществлённого уже после того, как из проекта выбыл Кубрик, значительная часть музыки вообще не вошла в театральную версию картины и в максимально полноценном виде саундтрек представили публике лишь спустя 50 лет, в 2010-ом.
Учитывая эпический размах картины, вдохновлялся он (как, впрочем, и многие другие до сих пор) прокофьевским «Александром Невским». Кстати, в 1930-е Норт жил, учился в Московской консерватории и работал билингвальным телеграфистом за 350 рублей в месяц, но это отдельная история. Однако копировать Прокофьева или Шостаковича, которых, безусловно, уважал, Норт не стал, сохранив верность собственному, авангардному по меркам Голливуда тех лет, стилю. В основе истории, которой он придавал звучание, Норт, балансировавший на грани отмены в маккартистской Америке из-за своих политических симпатий, видел вечный поиск человеком свободы:
«Моей музыке есть что сказать о мире, который существовал тогда и существует до сих пор. Я решил вызвать в воображении ощущение дохристианского Рима, не прибегая к архаизмам и клише, а в своем собственном, современном стиле — просто потому, что тема Спартака, борьба за свободу и человеческое достоинство так же актуальна в современном мире, как и в то время. Я хотел интерпретировать прошлое с точки зрения настоящего».
В качестве ведущих Норт использовал девять тем и мотивов. Но нас сейчас интересует лишь тема рабыни Варинии, возлюбленной Спартака (в фильме её роль исполняет Джин Симмонс), более известная как Love Theme from Spartacus.
Основная фраза любовной темы пронизывает партитуру "Спартака", в различных интерпретациях появляясь даже в таких неожиданных эпизодах, как сцена в каменоломнях или - в несколько зловещем ключе - в теме Красса и Варинии.
В теме "Poem" или "Blue Shadows And Purple Hills", сопровождающей сцену чтения Антонином (Тони Кёртис) одноимённого стихотворения, арфа и деревянные духовые использованы для создания загадочной атмосферы древности.
Изумительно соло альта в "Love Sequence" (на старых изданиях саундтрека ошибочно обозначенной, как "Blue Shadows & Purple Hills").
Наиболее пронзительная интерпретация темы любви сопровождает сцену разговора Спартака и Варинии незадолго до её родов и последнего сражения армии Спартака, битвы при Силаре.
В финальной сцене, где Вариния показывает пригвождённому Спартаку (холёный Дуглас, тщетно пытающийся изобразить страдание) его сына, эффектным росчерком Норт соединяет лирическую тему любви с темой Спартака и торжественными фанфарами Метапонтского триумфа, завершая картину на высокой ноте (и на фоне распятых вдоль Аппиевой дороги мятежных рабов) - максимально кинематографично.
Разумеется, работа Норта была в 1961-ом году номинирована и на Оскар, и на Золотой глобус. Однако Академия в тот год предпочла отметить Эрнеста Голда за музыку к фильму Отто Премингера "Исход", Глобус же достался Дмитрию Тёмкину за "Форт Аламо". Оба победителя, безусловно, достойные композиторы, но ни "Исход", ни "Аламо" не оставили такой след в мировой музыке вне кинематографа и не будоражат сердца так, как это уже более шестидесяти лет делает "Love Theme from Spartacus". Часто бывает, что награда не сразу находит победителя, но история и время обычно всё и всех расставляют по ранжиру. Тема из фильма мгновенно "ушла в народ", то есть обратила на себя внимание широкого круга музыкантов, в первую очередь джазовых. Не могла не обратить. Поехали.
Сразу же в 1961-ом выходит знаковый альбом мультиинструменталиста Юсефа Латифа "Eastern Sounds", ставший провозвестником увлечения джазменов музыкой Ближнего Востока (Колтрейн запишет A Love Supreme только в 1965-ом). Альбом включал изящные вариации любовных тем из "Спартака" и "Плащаницы" (музыка Альфреда Ньюмана).
Решённая в достаточно быстром, но плавном темпе джазового вальса, версия Латифа очаровывает медитативностью паттерна, но, по сути, ничего нового к оригиналу не прибавляет, и, пожалуй, даже лишена какой-то части его беспрецедентной чувственности. "Love Theme from Spartacus" в прочтении Латифа, как её ритм, более замкнутая, интровертивная.
Совершенно другую интерпретацию темы представил в 1963-ем на своём альбоме "Conversations With Myself" (альбом не менее знаковый, чем "Eastern Sound" или "A Love Supreme", если начинаете приобщаться к джазу - рекомендую обзавестись всеми перечисленными) Билл Эванс.
Новаторство Эванса на этом альбоме проявилось в том, что он использует здесь наложение дорожек: сначала играет одну фортепианную партию, затем, используя наложение звука благодаря магнитной ленте, подыгрывает дополнительные фрагменты. Таким образом у слушателя создается впечатление, что одновременно играют два фортепиано. Отсюда и название альбома - "Разговоры с собой". Если мне не изменяет память, до Эванса такой фокус в джазе не проворачивал никто.
"Conversations With Myself" принесли Эвансу заслуженную Грэмми в номинации "Сольный альбом", но впервые свою версию темы из Спартака он записал чуть раньше, во время единой сессии 10 января всё того же 1963-го. Однако Solo Sessions Vol. 1 и Vol. 2 были выпущены только в 1989-ом и в дискографии Эванса считаются чем-то вроде аутсайдеров, альбомами, записанными за один день и только ради заработка (Эванс в то время очень плотно сидел на героине и требовал более высокий гонорар от звукозаписывющих лейблов). Я с критикой не согласна - "Спартак" с Solo Sessions мне нравится ничуть не меньше вариации с "CWM". Да, исполнение менее экспериментальное, сыграно напористо, но впечатления сырости или непродуманности лично у меня не возникает. Цельно и очень, очень красиво.
В 1965-ом свою версию темы представляет The Ramsey Lewis Trio (пластинка The In Crowd, бестселлер группы).
Хрупкое, акварельное приношение и Норту, но в большей степени, конечно, Эвансу сделает спустя 30 с лишним лет французский романтик Жан-Ив Тибоде на альбоме с красноречивым названием "Conversations with Bill Evans" (1997).
Интересный вариант от ученицы Перельмана и Менухина, джазовой скрипачки Реджины Картер (альбом 2000 года Motor City Moments), с лёгким налётом клезмера и американы.
Переходим к гитаристам.
Томная версия от венгра Габора Сабо с альбома "Magical Connections" (1970, это чувствуется).
Сантана на своём альбоме The Swing of Delight (1980) вообще хорошо устроился: его гитару обрамляют клавиши Хэнкока (красивейшая аранжировка тоже его рук дело), саксофон Уэйна Шортера, контрабас Рона Картера и Харви Мейсон за ударной установкой. Это кайф, а не трек, скажу вам, товарищи, просто вещь вне времени. Хоть лети под неё в закат по хайвею, хоть крути бёдрами, колдуя над утренним кофе.
О, а слкдующая версия, друзья, особенная: первая, в которой есть текст. Простой и деликатный.
a new freedom song is ringing
there's a new day that is free
only love will set us free
almost here
only love will set us free
Песня стала одной из визитных карточек тихого ангела джаз-фолка Терри Калье. С его альбома 1998 года Time Peace. Но была выпущена и в качестве сингла.
Стильный ремикс от британцев Zero 7 - как раз с него.
Текст Каллье и версию Юсефа Латифа взяла за основу своего кавера японская поп-джазовая певица Акико (не путать с Акико Яно!). Альбом 2008 года "What's jazz?".
Ну и для особенно проникшихся мелодией - прилично далеко ушедшая от оригинала, но всё ещё ласкающая слух версия группы Ральфа Таунера (саксофон - всем известный капитан Спок Ян Гарбарек).
И ещё один вариант - от немцев Quadro Nuevo (альбом CinéPassion, 2000).
Также принято упоминать покойного Nujabes, использовавшего Love Theme from Spartacus (в исполнении Латифа) в качестве сэмпла в своём треке The Fial View. Я люблю "Самурая Чамплу", поэтому добавлю и его тоже.
В общем, выбирайте на вкус. Мои фавориты Эванс, Сантана, Калье и Сабо.
P.S. Каждый из представленных треков красив по-своему и, к слову, почти все они звучали на моей собственной свадьбе. Таков был план - Love theme from Spartacus как лейтмотив действа :) Не подряд, конечно, точечно - между выступлениями живого дуэта и в череде других мелодий. Даже первый танец был исполнен под Тибоде. Почти все, кроме оригинала. Музыка из фильма (но не сам фильм) значит для меня слишком много и в качестве фона я её не слушаю. И, как бы ни были хороши кавер-версии, но вот этого ошеломительного голливудского, американского в самом лучшем смысле размаха, которым сочится оригинал, в них всё же не найти. "Спартак" не только вершина творчества выдающегося композитора, и без того достаточно отметившегося в кинематографе ("Трамвай "Желание", "Клеопатра", "Вива Сапата", "Смерть коммивояжёра" etc). Он стоит особняком среди вообще всего, что когда-либо и кем-либо было написано для кино. И именно великая музыка Алекса Норта навсегда вписала кубриковского-не кубриковского (как известно, режиссёра в какой-то момент послали собирать подснежники) "Спартака" в историю мира. Как сказал бы герой Бенисио дель Торо в "Стражах галактики"...
Не получив за свои работы ни единого Оскара (только позорный почётный, за заслуги, в 1986), Норт был и остаётся одним из самых значимых и влиятельных (а точнее сказать, влияющих) композиторов Голливуда. И да, если вы хотели спросить, но стеснялись - Unchained Melody тоже его рук дело (и Хая Зарета - его перу принадлежит текст). Но это уже совсем другая история...
Спасибо за внимание! Хорошего вечера и с праздником, дорогие сплетницы!
*фото на превью - курение вредит вашему здоровью
Комментарии
Santana forever
А я ведь спать собиралась. ай-яй-яй. ушла слушать. Спасибо!
winniema, так, очередь же :)
какие шикарные посты на ночь глядя
Юсефа Латифа и французский романтик Жан-Ив Тибоде😊
Спасибо! Автор!🌼
belfastfunny, рада, что понравилось!
Пока что больше всех понравились Реджина со скрипкой (но тут я предвзята) и ессно Сантана. Но послушала не всё. Оставила на завтра. Ещё раз спасибо за классную музыку.
winniema, у Реджины оч неплохая версия, на мой вкус. Немного американы, немного клезмера - и уже совсем другое впечатление от мелодии :))
Отличный пост. С таким интересом прочитала и послушала) Спасибо большое, автор!
Спасибо! Прекрасный пост!
Добавила в избранное. Пишите посты почаще, пожалуйста. Хорошо получается)
Шикарный пост, огромное спасибо, автор! Пойду слушать. Начну с Сантаны, пожалуй)))
Спасибо!
Начинать всегда лучше с оригинала, но Сантана - тоже хороший вариант (и джаза бояться не надо, он здесь не страшный).
Josephin, спасибо, джазом меня точно не напугать )))
Бесподобно шикарный пост !!!! Автор вам огромная благодарность , вот за что любила фиолетовый за такие бриллианты и находки , спасибо вам девочки авторы , что находите время создавать и делится такими постами
Pilar, спасибо Вам за такие комментарии! Интерес аудитории это и есть главный стимул для создания постов!
беру все свои слова взад. Юсеф Латиф - богический. Я вот сейчас села и переслушала. И это просто космос.
winniema, Латиф сделал очень красиво, иначе не умел, как там на фоне задающих динамику и грув клавиш (не победивший ковид Барри Харрис) вытанцовывает гобой - супер. Альбом, и в особенности этот трек - уже часть истории звука, высокий стандарт. Но аранжировка Хэнкока для Сантаны и импровизация Эванса более тонко сделаны, на мой вкус.
Josephin, может, у меня сегодня настрой такой, не знаю, что но эта многослойная ритмичная лиричность вышибла из меня слезы градом.
winniema, ох, ничего себе! Значит, это Ваша музыка.
Добавить комментарий