Обычай почитания живой богини Кумари возник в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу. Король обратил внимание на красоту богини, покровительницы королевской династии, и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет её видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. До сегодняшнего дня существенным при поиске Кумари является сон матери о красной змее.
По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел сексуальную связь с неполовозрелой девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таледжу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословения от Кумари.
По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаш Малла девочку выгнали из города, потому что боялись, что в неё вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать её как инкарнацию богини Дурги.
Кумари, Самита Баджрачари, которой поклоняется женщина во время одного из фестивалей
Кумари, в переводе с непальского, означает девственница, покидают свои дома и живут в храмах как живые божества, девочки покидают храмы только тогда, когда их присутствие необходимо на фестивалях и шествиях в качестве предмета для поклонения.
Кумари Самита Баджрачари, во время одной из публичных церемоний
Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами. В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Королевская Кумари Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет.
В течении года, Кумари размещаются в публичных местах, где им могут поклоняться люди.
Кумари — единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Считается, что Кумари — телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.
Кумари Самита Баджрачари одета в традиционную одежду для ее выступлений. Кумари часто наряжают члены её семьи в знак уважения.
После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать её редко и по официальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты, принадлежащих, как и она, к народности невари. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.
Перед каждой церемонией Кумари рисуют на лбу третий глаз.
Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.
Самита Баджрачари перед участием в процессии.
Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине.
Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.
Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут во дворе Кумари Човк, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.
К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения).
Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают. Вот пример интерпретаций её поведения:
Когда она кричит или плачет — серьёзная болезнь или смерть;
Когда она в слезах или потирает глаза — скорая смерть;
Когда она дрожит — тюремное заключение;
Когда она хлопает в ладоши — следует бояться Короля;
Когда она подбирает остатки предложенной еды — денежные потери.
Если же Кумари остаётся спокойной и бесстрастной во время аудиенции, просители уходят в хорошем настроении: это означает, что их просьбы будут удовлетворены.
Кумари сидит на троне в ожидании посетителей во время фестиваля Matya.
Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.
По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.
Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.
Девочки считаются божествами до тех пор, пока не достигают половой зрелости, тогда для Кумари меняется абсолютно все. Они начинают готовиться к ритуалу "Gufa", во время которого девочка будет находиться в закрытом помещении, где её смогут навещать её родные и близкие.
Заключительный этап ритуала "Gufa".
Мама распустила дочери волосы перед совершением ритуала. После начала первой менструации девочки проходят 12-дневный ритуал под названием "Gufa", после которого их жизнь как Кумари заканчивается, и они начинают жить абсолютно обычной жизнью.
После ритуала "Gufa", жизнь девочки как Кумари прекращается, она идет к близлежащей реке, распускает волосы и смывает нарисованный у неё на лбу третий глаз.
После жизни в качестве Кумари, Самита Баджрачари с трудом передвигается, за столько лет отсутствия пеших прогулок.
Самита Баджрачари вернулась в свою семью, на фото она со своим отцом, старшим братом и мамой.
Теперь Самита Баджрачари может заниматься тем, чем не могла раньше, на фото она играет на традиционном индийском инструменте сарод у себя в комнате в городе Патан, Непал.
Пока Самита Баджрачари не ходила в школу она многое пропустила, на фото она занимается с учителем у него дома. Благодаря бывшему статусу богини, обучение для Самиты бесплатно.
Самита Баджрачари может играть с друзьями
и ходить в школу.Теперь Самита обычный подросток и ходит в школу со всеми остальными детьми.
Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи — ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определённой касты ювелиров.
Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё — здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей. На Западе популярна история, что будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями страшных животных, в которую врываются люди, переодетые в «привидения». Однако это является заблуждением.
Судьба бывших Кумари
Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус.
Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре разa выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт. В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, уже вышли замуж.
Поездка Кумари в США
3 июля 2007 кумари города Бхактапура Саджари Шакья утратила свой статус после поездки в США для презентации фильма Живая Богиня в Сильвердокском фестивале документальных фильмов телеканала Дискавери.
Саджари Шакья, 2007 год.
Согласно традициям, Кумари не должна покидать Непал, поэтому поездка привела к осквернению её чистоты. Однако через несколько недель руководство храма заявило, что с неё не будет снят титул, потому что она готова пройти очистительные церемонии, снимающие осквернения, связанные с путешествием.
После того, как в 2005 году Рашмила Шакья
(которая была Королевской Кумари с 1984 по 1991 год) опубликовала автобиографическую книгу «Из богини в смертные: настоящая история бывшей королевской Кумари», где описала все сложности перехода из статуса богини в статус обычной девушки. Рашмила первой из экс-богинь получила образование — она стала программистом. Все ее предшественницы так и не научились даже читать.
«Мне ужасно трудно было осваивать простейшие бытовые вещи: выходить на улицу, самостоятельно одеваться, мыть посуду, ходить в школу. Меня отправили в один класс с моим пятилетним братишкой! Через два часа там я уже была без сил и не понимала ни слова из того, что говорил учитель. Мне не давался ни один предмет — ни английский, ни математика, ни элементарный алфавит. Но я победила в себе Кумари».
После выхода книги правительство Непала ввело некоторые изменения. В частности, для Кумари было введено обязательное домашнее обучение, а после лишения статуса живой богини — образовательная стипендия в 3000 рупий (около 50 долларов) в месяц. Кроме того, бывшие Кумари могут рассчитывать на единовременный платёж в размере 50 000 рупий (около 830 долларов) для покрытия расходов на свадьбу.
Сегодня в Непале живет девять бывших живых богинь. Дил, самой старшей из них, 91 год (на момент написания материала в 2016 году ).
Вопреки поверью, что мужья живых богинь умирают через полгода после свадьбы от кровавого кашля, из-за чего многие Кумари не выходят замуж, у нее есть семья. Дети и внуки относятся к Дил с почтением. В доме есть комната, куда кроме нее никто не имеет права входить. Там Дил произносит мантры, выученные восемьдесят лет назад. Ее дочь пытается выпытать у матери хоть что-то о ее прошлой жизни — что та видела, живя во дворце, чему научилась, — и всегда получает один ответ:
«Терпению».
Экс-богини (данные пятилетней давности)
Самита Баджрачарья, 12 лет
Саджани избрали Кумари, когда девочке было три года, она была богиней до 11 лет, и с большим удовольствием вспоминает свое детство. Саджани говорит, что единственный минус в «небесной жизни» — подъемы в полпятого утра. Девушка готовится поступать в колледж на программиста.
Санубаджико Шакья, 34 года
Санубаджико не любит вспоминать свою «божественную» жизнь. Кумари она была до 13 лет, а потом начала учиться в школе. От одноклассников девочка долгое время пыталась скрыть, что была Кумари, да и сейчас она не любит распространяться о своем детстве. Единственное напоминание о прошлом — черно-белая фотография. Сейчас Санубаджико замужем, у нее две дочки, и семья для нее — самое главное. Бывшая Кумари работает на дому швеей.
Нанимая Шакья, 57 лет
Нанимая рассказывает, что с радостью бы вернулась в прошлую жизнь, так как сейчас забот намного больше. Она была первой из девочек, кому было позволено взять частного учителя. Замуж Нанимая вышла по договоренности, и ее муж первое время ее боялся. Сейчас у них уже есть двое внуков.
Фотографу ради этого кадра пришлось приезжать несколько раз, так как Нанимая не хотела фотографироваться. В итоге женщина согласилась только при условии, что сама выберет место для фото.
Дана Баджрачарья, 62 года
У Даны уникальная судьба, дело в том, что у девочки так и не начались месячные, поэтому свой божественный статус она так и не потеряла. Просто в один прекрасный день в округе, где она была Кумари, выбрали новую богиню, а Дану оставили. Сейчас она живет у своих родственников и все также ведет божественный образ жизни: дает аудиенции, восседая на троне. Дана общается жестами и практически не говорит, после встреч с посетителями она проводит время в одиночестве. На вопрос о том, хотела бы она иметь семью, Дана кивает.
Если верить Википедии, последняя кумари - 3-летняя Тришна Шакья - была избрана в 2017 году.
Комментарии
Очень интересно! Спасибо за пост.
Религия в Индии, конечно, очень влияет на жизнь людей и они не ставят под вопрос самые абсурдные обычаи. Мне кажется, чем беднее народ, тем сильнее власть религии в стране.
Bazooka, всегда пожалуйста)
Сначала читая, думала о том какая же это дичь. А потом когда дошла до условий, прониклась пониманием. Смотрите, девочка у которой на теле не было крови, то есть увечья. Хорошии способ заставить жителей хорошо относится к девочкам и беречь их. Плюс - это один из социальных лифтов, на выходе девочка получает пенсию, помощь, статус.
В общем как по мне, не такая уж страшная ситуация. Если конечно судить в целом по ситуации в мире. Или если про традиции, то на мой взгляд самая вредоносная традиция для женщин в истории - это приданое невесты. Вот уж что пришлось катком, где девушки стали скотом и товаром. Если бы дочек не желали бы пристраивать любым путем, многое могло быть иначе в современном мире. Хотя с прошлым мышлением это наверное было невозможно.
Дина, все таки самая ужасная и вредоносная традиция - это женское обрезание.
pups, это у меня вообще в голове не укладывается. Сюда же можно добавить перематывание ног, кольца на шею, шрамирования и тд. Про прям настоящие издевательства я не думала когда писала комент.
но первые молочные зубы выпадают в 6-8 лет,задолго до менструации
monrealle, да, и судя по возрасту все - таки они не на зубы ориентируются. Иначе бы они бы все заканчивали в 6-7 лет и нормально шли в школу со всеми
Смотрела как-то сюжет в какой-то передаче про путешествия об одной из этих девочек, которые уже перестали быть богинями. Ей было вроде бы лет четырнадцать на момент сюжета. Так там семья продолжала воспринимать ее как богиню. Она практически не говорила сама, на все вопросы отвечали мама или старшая сестра. По дому ничего не делала. В доме была комната, посвященная ее божественному прошлому: фото, одежды. Училась на дому, в школу не ходила и вообще практически никуда не ходила (не то чтобы вообще не шевелилась, но типа очень редко). Старшая сестра сказал, мол, для нас она до сих пор богиня.
Wunsch_Punsch, так представляю,если ей пенсию платят больше среднего дохода взрослого человека,плюс сила привычки,конечно она в семье на эксклюзивном положении,божественная кормилица ,буквально
monrealle, ага, вроде того и там говорили, что ее пенсия - это большАя часть их дохода, больше половины.
Добавить комментарий