И такая лень меня разбила, и такой дождь пошел впервые за месяц - март и апрель традиционно пылают жарой в тропиках, - что я решила было поработать. И поработала. Работать пришлось с Достоевским. С таким, каким я его не знала, и это стало откровением😁 Чудесным откровением.Водевильным в хорошем смысле. Так о нем отозвался муж, прочитавший "Дядюшкин сон" в свое время. Так что, к уважению прибавилось и чувство лёгкой влюбленности в писателя. В "Дядюшкином сне" с абсолютной лёгкостью переплелись Чехов, Гоголь и даже "наше все" Александр Сергеич.
Повесть была написана на пороге второго вхождения в литературу. Автор неожиданно обратился к комедии, будучи сосланным в Семипалатинск после Омской каторги. Захотел вернуться к творчеству "без лишнего шума и пыли", ну, и как без этого, - снова нуждаясь в деньгах.
Как он сам писал: "Я шутя начал комедию и шутя вызвал столько комической обстановки, столько комических лиц и так понравился мне мой герой, что я бросил форму комедии, несмотря на то что она мне удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше следить за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним. Этот герой мне несколько сродни. Короче, я пишу комический роман, но до сих пор всё писал отдельные приключения, написал довольно, теперь всё сшиваю в целое» (письмо А. Н. Майкову 18 января 1856 г.)"
Завершая повесть, Достоевский пережил «отвращение» к ней: «Не нравится мне она...» ( впрочем, мемуаристика засвидетельствовала: в домашней обстановке Достоевский иногда любил — в шутку, из веселого озорства — пользоваться речевыми манерами и жестами Князя) Тем не менее, авторские сиюминутные эмоциональные самооценки повлияли на литературно-критическую судьбу «Дядюшкиного сна». Художественные достоинства повести обычно занижались: «неудачный фарс» (Мочульский); «ремесленное произведение, написанное по нужде» (Кирпотин) и т. п. И всё-таки Достоевский неизменно включал «Дядюшкин сон» в собрания своих сочинений, вносил в ее текст лишь незначительные словесные изменения."
В общем, в 1858 году, рассказывая в письме, адресованном публицисту Михаилу Каткову, о задумке нового произведения, Фёдор Михайлович откровенно дал понять своему ангелу-хранителю (Катков спасал Достоевского просто постоянно), что испытывает острую нужду в деньгах: «Если Вам угодно будет иметь, для напечатания в этом году, мой роман, то не можете ли Вы мне выслать теперь же, вперёд за роман, недостающие мне и крайне необходимые 500 руб., серебром». Не только Катков, но и издатель журнала «Русское слово» Григорий Кушелев-Безбородко согласились сотрудничать с Достоевским по предложенной им схеме — выплата гонораров в кредит, «под честное слово». Слова гений не сдержал и с рукописью прилично опоздал. Гению это простили. Ну, а повесть... Повесть демонстративно проигнорировали. Положительных отзывов писатель так и не дождался.
Цитировать можно бесконечно:
И благородные чувства наши умирают. Вместо них наступает благоразумие.
Обман – всегда обман, маменька, какие бы ни были цели.
Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность.
Она быстро нашла стул и упала на него в обморок
Лично я хочу сказать "спасибо", пусть и в догонку, но настолько удивительные открытия меня воодушевляют, напоминая, насколько глубока человеческая природа. Насколько великолепны язык, слова, эмоции, так просто и ярко передающие многогранность натур. И очень жаль, что мы так мало стараемся делать в первую очередь для себя самих, чтобы раскрыть свои таланты, свою способность созидать.
Есть экранизации этой повести - пойду и посмотрю. И вам хорошего вечера в окончании рабочей недели👍🙏
Комментарии
ф.м. ненавижу искренне, всей душой. шарахаюсь везде и всегда, ну разве что бондарчука фильм обожаю.
с некоторым недоверием отношусь к вашим словам о легкости и водевиле в его творчестве, но... может и гляну.
78, я удивилась донельзя.
Начала смотреть телеспектакль с Майоровой... Лучше бы вам почитать сначала, что-то мне подсказывает. Спектакль не тянет, по-крайней мере, первые 15 мин
Interpretation, не удивляйтесь. ф.м. сильно на любителя, к примеру, резать вены под него, наверное, хорошо))
а вот обидно... майорову всегда считала сильной актрисой, не скажу что любимой, но достойной. жаль.
78, что-то она деревянна слегонца...
Не, тут без вен, все в таком духе:
— А мы к вам все, все! И Прасковья Ильинишна тоже приедет, и Луиза Карловна хотела быть, — щебетала Анна Николаевна, входя в салон и жадно осматриваясь. Это была довольно хорошенькая маленькая дамочка, пестро, но богато одетая и, сверх того, очень хорошо знавшая, что она хорошенькая. Ей так и казалось, что где-нибудь в углу спрятан князь, вместе с Зиной.
— И Катерина Петровна приедут-с, и Фелисата Михайловна тоже хотели быть-с, — прибавила Наталья Дмитриевна, колоссального размера дама, которой формы так понравились князю и которая чрезвычайно походила на гренадера. Она была в необыкновенно маленькой розовой шляпке, торчавшей у нее на затылке. Уже три недели, как она была самым искренним другом Анны Николаевны, за которою давно уже увивалась и ухаживала и которую, судя по виду, могла проглотить одним глотком, вместе с косточками.
— Я уже не говорю о том, можно сказать, восторге, который я чувствую, видя вас обеих у меня, и еще вечером, — запела Марья Александровна, оправившись от первого изумления, — но скажите, пожалуйста, какое же чудо зазвало вас сегодня ко мне, когда я уже совсем отчаялась иметь эту честь?
— О боже мой, Марья Александровна, какие вы, право-с! — сладко проговорила Наталья Дмитриевна, жеманясь, стыдливо и пискливо, что составляло прелюбопытный контраст с ее наружностию.
— Mais, ma charmante, — защебетала Анна Николаевна, — ведь надобно же, непременно надобно когда-нибудь кончить все наши сборы с этим театром. Еще сегодня Петр Михайлович сказал Каллисту Станиславичу, что его чрезвычайно огорчает, что у нас это нейдет на лад и что мы только ссоримся. Вот мы и собрались сегодня вчетвером да и думаем: поедем-ка к Марье Александровне да и решим всё разом! Наталья Дмитриевна и другим дала знать. Все приедут. Вот мы и сговоримся, и хорошо будет. Пускай же не говорят, что мы только ссоримся, так ли, mon ange? — прибавила она игриво, целуя Марью Александровну. — Ах, боже мой! Зинаида Афанасьевна! но вы каждый день всё более хорошеете! — Анна Николаевна бросилась с поцелуями к Зине.
— Да им и нечего делать больше-с, как хорошеть-с, — сладко прибавила Наталья Дмитриевна, потирая свои ручищи.
«Ах, черт бы их взял! я и не подумала об этом театре! изловчились, сороки!» — прошептала Марья Александровна вне себя от бешенства.
Ощущение,что я не то Гоголя читаю, не то Антон Палча😁
Interpretation, искусительница))
Печально, но надо признать, что экранизации не удались, фильм 66 года просто ужасен(
Смотрела спектакль с Ароновой и Этушем. Аронова блистала весь спектакль, звезда! И пела, и плясала, и играла на рояле, ну глаз не оторвать. Подумать было невозможно, что я буду ржать на Достоевском как конь. А потом вышел Этуш, сказал пять предложений и переиграл всех и вся. И превратил комедию в драму.
leonel, пишут, Раневская отлично Марь Александровну играла👍
Interpretation, не сомневаюсь, но где ж теперь увидишь
leonel, мда, не нашла. С Раневской вообще ничего не ищется практически🙄
Добавить комментарий