Алексей Балабанов — один из самых ярких и уникальных режиссёров российского кинематографа, известный своим нестандартным подходом и умением создавать глубокую, пронзительную атмосферу в своих фильмах.
История создания «Брата» — культового фильма 1990-х, во многом определившего образ эпохи, — полна интересных деталей и творческих решений.
Идея «Брата» появилась у Балабанова задолго до начала съёмок. Он хотел соединить в одной истории два мира, которые хорошо знал: мир музыкантов и мир бандитов. Музыка должна была стать не просто фоном, а одним из главных персонажей фильма. Режиссёр остановился на группе «Наутилус Помпилиус», дружба с вокалистом Вячеславом Бутусовым началась ещё в Свердловске. Композиции «Наутилуса» стали неотъемлемой частью образа Данилы Багрова, придавая фильму характерную меланхолию и силу.
Балабанов не ограничился только «Наутилусом». В фильме приняли участие музыканты из группы «Аквариум», вокалистка Настя Полева и Сергей Чиграков («Чиж & Co»), что сделало саундтрек многослойным и разнообразным.
Работа над сценарием велась в дачной обстановке, что, возможно, придало истории ту самую камерность и душевность. Интересно, что некоторых актёров Балабанов утверждал ещё до начала съёмок, основываясь на интуиции и опыте работы с ними. Так, Светлана Письмиченко и Виктор Сухоруков стали частью проекта благодаря их предыдущим ролям в фильмах Балабанова.
Ключевым моментом стало знакомство режиссёра с Сергеем Бодровым-младшим на «Кинотавре» в 1996 году. Балабанов был впечатлён его харизмой и актёрским мастерством, увиденным в фильме «Кавказский пленник». Именно Бодров придал образу Данилы Багрова ту самую искренность и глубину, которые сделали персонажа символом поколения.
А вам нравится "Брат"?
Комментарии
Нет, не нравится. Понимаю, почему этот фильм стал у кого-то культовым, но не у меня. Моя любимая группа "АукцЫон" дала в этот фильм песню "Дорога" и потом долго огребала на концертах пьяные вопли: Дорогу давай! Но и популярность это принесло им тоже.
Misa, "АукцЫон" и моя любимая российская группа (одна из трёх), католичнейшие. "Дорога" восхитительна и в фильм вписана прекрасно. Насчёт пьяных - Леониду бы самому поменьше и пореже употреблять. Просто я очень люблю тандем Озёрский-Фёдоров, но даже абстрактный текст имеет значение и мычание вокалиста в том месте, где вообще-то есть текст, прокатывает один раз, ну два, но потом уже опасаешься посещать концерты. В общем, алкоголизм - не шутка, прощай, Мишутка.
Josephin, ну Леонид все же не Гаркуша, а учитывая сколько они выступают и как часто записывают новые альбомы, считаю, что употребляет Федоров в меру, сколько видела их выступлений - никогда он не был на сцене под мухой, но последний раз была, наверное, больше года назад.
Под пьяными воплями я больше имела в виду, когда на концерт приходила абсолютно случайная публика, которая кроме Дороги не знала ни одной песни - и вот ребята старались, играли новое и старое, а они никогда не халтурили на моей памяти - и посередине какого-нибудь соло на духовых эти забредшие ценители требовали "Дорогу", которую традиционно исполняли на бис.
Misa, такие всегда есть - это, увы, непременные спутники популярности.
Misa, Я мало знаю Аукцыон, у меня в плейлисте всего две их песни, и одна из них - Дорога. Вообще не помнила, что она есть в фильме! Она просто классная :)
Bijou, Вторая, наверное, Птица) Они с одного альбома, который стал тогда безумно популярным.
Misa, конечно )) в птице еще и текст шедевральный же.
У меня тогдашний мч был был большим их поклонником, и подруга одна любила, но я почему-то не пыталась сильно вникать. Тогда на меня слишком много разных музык навалилось, на всё меня не хватило )
А я не смотрела этот фильм и нет желания.
На момент его выхода фильм не смотрела - не люблю, когда романтизируют криминал. И вообще стараюсь не смотреть такие шлягеры (например, Слово пацана).
Но в 2000году я оказалась в Германии - это был мой первый длительный отъезд, тоска по семье и родине сделали свое дело, и фильм я пересмотрела два раза подряд!
Хотя спустя столько лет он смотрится наивным и уже наверное культовым одновременно.
Бодров, Балабанов были невероятно талантливыми, Сухорукова невозможно не любить.
Ну и, конечно, музыка в фильме - отдельное явление, все хиты!
Музыка из обоих фильмов и песни, которые могли войти в саундтреки, но не вошли - до сих пор мой любимый плейлист, люблю его слушать, когда длительность поездки 2 часа и более. Для меня это лучшая музыка всех времён и народов) ну или хотя бы нашего времени и постсоветского пространства. С отношением к самим фильмам до сих пор не определилась, так как всегда смотрю либо урывками, либо фоном. 2 года назад пересмотрела, но все равно как-то между делом.
Нет, не нравится. Не могу восхищаться героем-убийцей. И хорошая актерская игра только добавляет неприятия. Романтизация бандитского Петербурга во всех фильмах и сериалах для меня это некое обеление темной стороны истории, которую нужно наоборот обличать (сторону).
Читала интервью Дюжева, его бандиты принимали за своего и пожимали руки с уважением, когда пересекались где-нибудь в ресторане. Его отождествляли с персонажем, как и Бодрова, видимо. Пришел такой обаятельный пупсик-убийца с прекраснодушными фразочками о правде и братстве, и вот вам, пожалуйста, герой нашего времени.
И музыка, хорошая, как раз подливает масла в огонь такой романтизации.
В 90х-нулевых смотрела часто, обожаю Бодрова и музыку в фильмах.Сейчас смотреть не могу. Пыталась ради песен, но не смогла
Очень люблю. Особенно первого Брата. Я обожаю Наутилус. Слушаю их уже лет 35, ещё на кассетах. У меня даже пластинка их была. Клип "Креститель Андрей" (На берегу безымянной реки) считаю вообще шедевром.
Неприятный и тяжёлый фильм. Оба брата тупые чмошники. Один хищный проныра, другой тупой спасателей. Ибо для второго превыше всего было защитить семью, он считал это своей миссией и называл правдой. Если бы на его пути встали не бандиты, а кто то ещё, он все равно стал бы на сторону семьи и все также называл это правдой. Ну а самое страшное , что таких безмозглых спасателей, которые кроме своего ближнего круга ничего тне видят, подавляющее большинство .
В 90-е почему-то не смотрела, однажды при попытке просмотра заснула - решила, что не мое, но музыку слушала. Вообще, с российским кино у меня тяжело - постоянно засыпаю, и на Острове, и на Географе... Видимо, не судьба
А мне нравится фильм,хоть все тут и хают его. А музыка из него это отдельная тема.
pups, это любимый фильм моего мужа, ну естественно и я влюбилась )
Саундтреки там, конечно, пушка, особенно во втором фильме (Наутилус как раз недолюбливаю, а его много в первом). Бодрова люблю. Романтизация бандитизма и насилия - есть такое, но не думаю, что люди смотрят потому, что восхищаются бандитами и всякими нехорошими людьми. "Клан Сопрано", "Крестный отец", "Во все тяжкие" не любят разве? Или это другое? Наоборот, классика кино (заслуженная). Как и "Брат". Такая тема существует, хотим этого или нет. Я лично оба фильма пересматривала. Сейчас нет желания, хочется чего-то полегче.
В Крестном отце нет романтизации насилия несмотря на прекрасную музыку, наоборот она усиливает трагизм ситуации. Лишь в самом начале главный герой не лишён романтики и лиризма ввиду молодости и неопытности.
Вероника (Гость), по смыслу романтизации нет, а по форме - есть. Фильмы красивые - красивые люди в красивой одежде среди роскошного декора и богатых интерьеров. Ещё и под прекрасную музыку. Это всё равно, что говорить о том, что итальянская история времён расцвета искусства не романтизируется, а ведь там абсолютно то же самое, да ещё и похлеще. И тем не менее - ах, Медичи, ах, Рим-Милан-Флоренция, ах, Ренессанс.
Вероника (Гость), думаю, в некоторой степени есть, согласна с комментом Джозефин. Но если бы совсем не было - фильмы не стали бы столь популярными.
FGHJ, да уж, первый фильм не пересматриваю из-за Наутилуса в первую очередь. Помню отзывы иностранцев на imdb, кажется. Писали, что музыка ужасная. Солидарна.
Второй менее чернушный и саундтрек пример отлично подобранного мейнстрима своего времени. Помню, подарила кассету с ним двоюродной сестре в 2001, всё лето слушали (ещё "Модель" О.Е. затёрли тогда и "ПММЛ").
Josephin, песни со второго - любовь уже много лет. Обожаю. Помню, в школьные годы орала: "ВАРВАРАаа!!!" И многое другое. У Наутилуса могу слушать 2-3 песни.
FGHJ, Клан Сопрано вообще не про романтизм, я тут пересмотрела пару серий - и чуть ли не тошнило от беспредельного насилия, потоков крови, цинизма и безнаказанности. Имхо, задумка сериала как раз противоположная.
Audiovision, "Клан" не про романтизм. Я про то, что названные мной фильмы/сериалы в статусе культовых, а на "Брата" говорят "фи". Стало модно ругать их с "Бригадой", а они объективно качественные. И тема-то у них всех одна и та же: криминал, бандиты, насилие. Мне в нулевых нравился "Сопранос".
А вот лет 10 назад у нас сняли сериал про Цапков ("Станица"), я не видела, но по отзывам, отморозков там представили чуть ли не робин гудами🤦 Более того, сейчас собираются снова про них снимать. Со знаменитым Кологривым)
Фильм для своего времени, сейчас уже не заходит.
Песни все слушала с удовольствием и сейчас на флешке в машине всегда с собой, в длинных поездках слушаю.
нравится наблюдать как от этого фильма бомбит "либеральную общественность" )) Хотя вопрос ,который фильм ставит в принципе банален Имеет ли право хороший человек убивать.Ну и отдельное звучание ,спустя годы приобрела фраза Не брат ты мне,гнида ч.......жопая.Время показало,что да,не брат.
плюсую.
у меня папа фанат обоих Братов. каждый раз, когда показывают, смотрит как заново. и знает каждую реплику, фразу. заставляет меня смотреть с собой и комментирует весь фильм
кука (Гость), вот -вот, у меня муж также ! по тихоньку и самой понравился фильм!
кука (Гость), а бумер-1, бумер-2, жмурки- в списке любимых фильмов у папы стоят ?
gulchacho, вот мне вообще не понравился фильм Жмурки. Дюжев играет ужасно, ужасный юмор. Какая-то попытка подражать Брату, Тарантино или Гаю Ричи. В Брате актёры как будто не играют, а живут, а в Жмурках жутко кривляются
soleil_levant, я Жмурки смотреть не могу . мне хочется блевать
неа, вот только Братов любит
а я еще Бригаду люблю пересматривать )
кука (Гость), бригаду тоже люблю, но недавно переключала каналы и там он идет ,оставила на фоне . и поняла ,уже как -то не так воспринимаешь сериал, в некоторых моментах вообще по смеялась на Сашей Белым ))))
Мне нравится фильм, но со временем совсем иначе его воспринимаю. Кассета с музыкой тоже имелась.
Прекрасный фильм, идеальное отражение "святых 90-х". Да и сейчас становится актуальным. Второй уже не такой, лубочный.
Смотрела фильм очень давно. Помню, что мне мешала музыка, ее было слишком много, и в некоторых моментах вообще не в тему.
Нравится фильм как произведение искусства - стильный, герои интересные, яркие, музыка многая нравится. Бодров хорош, как и другие. Балабанов безусловно был талантлив. Но, мне кажется, люди интерпретировали эту работу не так, как он задумывал, их пленил молодой, симпатичный герой. Как-то это называется, когда публика симпатизирует отрицательному герою, потому что он харизматичный или сексуальный, или красивый. Ну и как последний штрих в романтизации фильма - трагичная судьба Бодрова.
Помню ещё он вел первый сезон "Последнего героя".
Во 2ом фильме герой изнасиловал журналистку с фразой "да чё ты"... Это и тогда у меня вызывало недоумение, а сейчас и подавно. Про убийства и говорить не хочется. Боюсь, что в ближайшее время у нас будет прирост таких вот Данил. Кстати, тут же вспомнился фильм "Таксист", где герой схожий.
weird_weird, абсолютно с вами согласна! Как произведение искусства его и нужно смотреть, не иначе. И да, тоже думаю что многим просто нравился сам Бодров, ну и конечно же потом его жизнь и судьба придавали ещё больше романтизму его героя, хотя фильм был не об этом. Очень хорошо передан в фильме дух времени, актеры очень органичны в своих ролях.
Очень нравится, красивый, хотя тяжёлый фильм, особенно начало с очень красивой мелодией скрипки и с полуобнажённой женщиной в снимаемом клипе ( вот истерика режиссёра показалось очень грубой)
Романтизации не особо , больше реализма.
Бонусом о*уительно красивый мужчина Бутусов)
Ещё смотрела как-то реакции иностранцев на этот фильм, интересно; итальянцы вобще понимают, очень близка их реакция; и с юмором ок (Данила стоит на берегу Невы, комментатор «в Петербурге всегда ветрено»))и испанцы, хотя они несмотря на свою южную натуру, очень другие , им многое непонятно даже в мультике жил был пёс ..оценили Бодрова, как парня с виду мягкого, очень спокойного и не типичного качка, но смелого, оценил испанский парень похожий по темпераменту и внешне.
П.с.ещё очень нравится заставка и музыка к ней. Крутящаяся фигурка мальчика
"Именно Бодров придал образу Данилы Багрова ту самую искренность и глубину, которые сделали персонажа символом поколения." - я это поколение. Не символизирует его Данила Багров. Не было у меня лично ни одного такого знакомого. Какую-то прослойку - да, символизирует. Я когда-то "Заводной апельсин" начала читать с настроем, почерпнутым из предисловия: "манифест неформалов всего мира". Я прямо знатно тогда офигела, буквально с первых страниц. Ничего себе, думаю, у писавшего аннотацию представление о неформалах. Вот так и тут - символ поколения.
Я первую часть вообще ни разу не смотрела, только несколько отрывков видела, а когда решила посмотреть, то просто не смогла, такая нудятина (во всяком случае для меня). А вторую я впервые посмотрела в детстве, когда этот фильм вышел на кассетах, старший брат (кузен) привёз кассету с этим фильмом в деревню где мы проводили лето и мы его всей толпой, и стар ,и мал сели смотреть. Я тогда не поняла фильма вообще, в силу возраста, а вот музыка сразу понравилась. Спустя годы я конечно пересмотра этот фильм, но ничего кроме ностальгии из того времени когда я его впервые смотрела, он у меня не вызывает. А вот музыка от туда до сих пор нравится. Кстати, похожая история с фильмом "сёстры " Сергея Бодрова.
Брат 2 разобран на цитаты. Песни из фильма стали популярными и без Брата. Знала их до фильма, в фильме они идеально ложатся и подчеркивают реперные точки фильма. Летом были с семьей в Смоленске, как туристы, пока все спали пересмотрела ради интереса, и с новыми ощущениями от политики. Больше видишь на расстоянии прошедшего времени.
Автор. Спасибо вам большое за пост и напоминание. Этот фильм был, есть и будет культовым, как и все фильмы Алексея Октябриновича. Самое ужасное, что если бы он был жив и согласился бы (вдруг) снять фильм про нынешнее время, он бы получился ещё более ужасным. Но сейчас современные так называемые "режиссёры" предпочитают или гадить уже снятое, или снимать о прошлом. Все боятся снимать о настоящем. А Балабанов не боялся. Фукающие ромашки в комментариях- забавны.
Да, фильмы эти культовые. Но больше наверно нравится первый фильм. Я потом на этой "волне" Сёстры посмотрела - вот он ещё больше зашел тогда. Ну и музыка классная - тогда я не сильно придавала ей значение ввиду детского возраста. Уже потом пересматривая взрослой, обратила внимание на музыку - теперь эти песни в большинстве своём заслушены мной до дыр и в "избранном" лежат лет так 10-15. И конечно мой любимейший НАУ.
Sandra, да, точно, потом "Сёстры" вышли, их кстати по-моему уже Бодров снимал.
Лили, да, и фильм по стилистике и сюжету из той же киновселенной, что и Брат. А "Данила" там уже приодевшийся, поднявшийся. Тогда нормально смотрела тот фильм, сейчас бы наверное сердце разрывалось. Почему-то с возрастом стала более чувствительна к сценам страданий и насилия.
weird_weird, да, тоже заметила, что раньше на многие сцены по-другому реагировала. Сейчас другая осознанность, с опытом и возрастом на многое смотришь по-другому.
ИМХО. Первый фильм --шедевр, хотя и содержит элементы национальной розни( сейчас бы за такую фразу такой вой подняли). Ему абсолютно веришь и музыка органична во всех сценах. А второй сделан на паразитировании успеха первого и музыка там модная, а не подходящая и фразы пафосные, а не естественные и Салтыкова эта ни к месту.
Foxi2012- (Гость), не споря с вами, мне кажется, Балабанов просто ради коммерции ничего бы делать не стал. Значит был позыв снять именно такой фильм, он тоже отражал эпоху, и Салтыкова там имменно такая, потому что она и есть Салтыкова на пике своей популярности, и тоже отражение эпохи. Всего 3 года между фильмами, к 2000-му страна уже совсем другая была, попсовее что ли, поэтому и фильм попсовее.
Первый брат смотрела и да, он был свое время явлением. Но пересматривать не тянет, всему свое время. Второй фильм уже не зашел, вышел натужным и примитивным.
Принято считать, что первый "Брат" более культовый и круче любить его, чем второй фильм. Но мне первый всегда казался дико чернушным, есть в нем что-то от Груза, и даже светный Бодров эту черноту не стижает. Я люблю именно 2й фильм.
Добавить комментарий