Я могу часами говорить про "Молчание ягнят" , но сейчас бы хотел сфокусироваться на одном аспекте — про то, как хитроумно и круто фильм работает с субъективностью взгляда (грубо говоря, чьими глазами и как мы смотрим на происходящее в фильме).
Сухой медицинский факт про сюжет: одна из основных сюжетных линий «Молчания» — про то, как молодая стажерка ФБР Кларисса Старлинг расследует серию убийств и параллельно продариается через враждебный для нее мужской мир.
Противостояние с миром мужчин несколько раз прям довольно очевидно показано визуально, как например, в сцене с лифтом:
Или почти во всех сценах с ее обучением в ФБР.
Или что ее часто, не стесняясь, окидывают оценивающий взглядом.
Но ловче всего фильм это подчеркивает игрой с мужским взглядом камеры.
Минутка синефильского занудства
Есть теория мужского взгляда (часть мощного эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф»).
Там есть довольно простая мысль — большинство фильмов делается мужчинами (режиссерами, операторами, сценаристами), в главных ролях там снимаются в основном мужчины, и смотрят его в основном мужчины.
Из-за этого взгляд камеры в кино (то, как мы смотрим на происходящее) — он мужской (male gaze).
Поэтому и мужчины, и женщины, и события в кино чаще показываются с мужской точки зрения.
Конец минутки синфельского занудства.
Так вот, «Молчание ягнят» переворачивает эту теорию наоборот.
Если обычно зрители смотрят на кино из позиции мужского взгляда — то в «Молчании», буквально, само кино смотрит на зрителя этим самым мужским взглядом, заставляя чувствовать себя максимально неуютно.
Диалоги
Чаще всего это проявляется в сценах диалогов.
Они устроены так, чтобы мы максимально близко идентифицировали себя с Клариссой.
Обычно в кино, говорящий смотрит чуть-чуть за камеру.
Каноничный пример геометрии взглядов из "Криминального чтива":
Ну или диалог снимают классической восьмеркой, где лица говорящих разведены по разным углам кадров.
В «Молчании» же все не так — персонажи, когда говорят, смотрят прямо в камеру — то есть буквально на нас (причем обычно еще с более близкого ракурсе, чем следовало бы).
Чтобы мы прям чувствовали себя на месте неопытной и молодой стажерки ФБР.
Ну а вишенка на торте — одна из моих любимых сцен, с шерифами в комнате, когда камера делает круговой пролет.
И мы буквально ощущаем на себе это некомфортное мужское пристальное внимание.
Буффоло Билл
Весь этот дуализм мужского-женского также отчетливо проявляется в противостоянии Клариссы и Буффало Билла.
Девушка Кларисса хочет занять полноценную мужскую роль, а мужчина Буффоло Билл — напротив, женскую.
В фильме есть только один субъективный взгляд помимо взгляда из позиции Клариссы — и это тогда, когда мы смотрим на жертв глазами Буффало Билла.
При этом маньяк настолько объективирует женщин, насколько это вообще возможно — они как вещь, нужны только как источники материала (он даже не называет жертв по именам, говоря о них в третьем роде).
Таким образом, получается контрастность — в сценах Клариссы камера смотрит взглядом молодой девушки, в сценах с Биллом — мы смотрим взглядом маньяка на этих самых молодых девушек.
Про другие визуальные приемы
Также хочется отметить то, как оператор работает с приближением.
Это особенно видно, в последней сцене диалога Ганнибала и Клариссы (всё таки невозможно написать статью про “Молчания” без упоминания Лектера 🙂)
Со временем диалога лицо Лектера настолько приближается к нам, что мы уже даже не видим прутьев решетки.
Про взгляд прям нам в душу, чтобы было некомфортно я уже повторяться не буду :)
Ну и напоследок— мне всегда очень нравилась метафора вот этого кадра из финала:
На мой взгляд, пушистая белая собачка, которая находится в руках у спасенной девушки — это как раз образ тех самых овечек из кошмаров Клариссы.
Которых Старлинг не смогла спасти в детстве, но которых смогла спасти сейчас.
И собачка в финальном кадре уже спокойно молчит.
Спасибо за прочтение!
Источник - там есть видеопримеры.
Комментарии
Браво. Пост великолепный. Отдельное спасибо за Джоди Фостер, очень люблю и уважаю эту актрису (особенно в фильме "Маленький человек Тейт")
прекрасный пост! Спасибо
Оценивающий взгляд бывает не только у мужчин, но и женщин, только не прилично оценивать других таким прямым взглядом, и зачастую так поступают просто не воспитанные люди, зачастую не очень умные. Что операторской съёмкой и хотел показать режиссер.
Астранция, вот именно. Мы женщины тоже скользим взглядом по мужским телам оценивая всё, от ширины плеч до задницы и прямоты и пропорциональности ног. Рубрика про "пирожков" это объективация и сексуализация мужчин? Это что куски мяса?
АМКоллонтай, люди всегда друг друга оценивают, даже если не брать в расчет пол, мы женщины оцениваем других женщин по внешним параметрам так сказать, но не пялимся при этом, и глаза не таращим как приехавший с села человек.
А если рассматривать фильм, то работу выбрала героиня такую, что ее оценивают по всем параметрам, тем более в таких профессиях женщина исключение, и не потому что я хочу унизить женщин, а потому что данная профессия предполагает высокую конкуренцию, если уж даже простым бухгалтерам не чужд соревновательный процесс, что уж говорить о такой профессии приравненной к военной.
АМКоллонтай, Колю Лукашенко на сплетнике только ленивая неоткомментила. парень несовершеннолетний вообще был.
Спасибо за пост. Было интересно почитать. Никогда не думала с такой позиции. Если не будет лень, может ещё разберёте какие нибудь фильмы. )))
Прекрасный пост💐
Видела что-то похожее на канале Кинопоиска.
Как я люблю этот фильм и как ненавидят его мои домочадцы. Могу каждый раз пересматривать и открывать что-то новое.
Да, так и есть. Джоди Фостер очень хороша там - интеллектуалка, не кукла, но привлекательная. Дуэт с Хопкинсом шикарный. Еще в Контакте она на своем месте.
Сцена в лифте навевает на воспоминания: мне 18 лет, прохожу практику в Доме моды на Арбате. Я маленькая миниатюрная девушка захожу в лифт и не сразу понимаю кто вокруг меня. Двухметровые манекенщики, в количестве трёх штук, хихикали то ли над моим ростом, то ли над тем что я дитё-дитём перед ними.
Кино из моего топа 10 лучших. Химия между актерами, напряжение , сюжет...
Ну самый убийственный взгляд в самце у Бена)
Спасибо, полезла в источник.
Отличный пост, спасибо! Может быть сделаете еще про какие-то фильмы, очень интересно
Очень интересно, спасибо!
Интересно, в ролике Кинопоиска тоже говорили про противостояние, но вот про мужской взгляд вроде не было. Хороший пост, ну и у КП оч хорошие ролики!
Отличный,просто отличный пост,благодарю!
Пересматривать фильм не тянет,но Хопкинс настолько жуток и хорош одновременно,актерище!
Это очень интересно! Начинаешь по другому смотреть на фильм. Вы как то относитесь к миру кино? Знаете такие тонкости. Присоединяюсь к просьбе о разборах других фильмов.
какой тяжелый пост. Не смогла дочитать и даже вникнуть
Добавить комментарий