Сезон Нобелевских премий в самом разгаре. Уже объявлены лауреаты в области физики, медицины и химии, и, к сожалению, привычная картина мужского доминирования повторяется и в этом году. Все семь ученых, удостоенных награды, – мужчины в возрасте от 39 до 91 года, преимущественно из США и Великобритании.
Этот факт вновь поднимает острый вопрос о гендерном неравенстве в науке. Годами мы наблюдаем структурные барьеры и проявления сексизма, с которыми сталкиваются женщины в STEM-дисциплинах. Многочисленные исследования неоднократно подтверждали наличие предвзятости, ограничивающей и даже наносящей ущерб карьере женщин-ученых.
Важно помнить исторический контекст. Большинство нынешних лауреатов получали образование в 50-60-е годы XX века, когда многие престижные университеты, включая Йельский (женщины приняты в 1969) и Принстон (первая аспирантка на полный день – 1961), были закрыты для женщин. Даже Кембридж, начавший принимать студенток еще в 1869 году, предоставил им право получать ученые степени лишь в 1948-м.
В то время общество отводило женщинам роль жены, матери и домохозяйки, лишая их возможности самореализации в профессиональной сфере. Поэтому каждая женщина, удостоенная Нобелевской премии в области науки с момента ее учреждения в 1901 году, совершила настоящий подвиг, преодолевая мужское господство, мизогинию и системную дискриминацию. Их достижения заслуживают не просто признания, а глубочайшего восхищения.
Статистика Нобелевской премии в области науки удручает. В физике из 227 лауреатов лишь пять женщин. После Марии Кюри (1903) мир ждал 60 лет, чтобы увидеть следующую женщину-лауреата – Марию Гёпперт-Майер (1963). Прошло еще полвека до Донны Стрикленд (2018), затем Андреа Гез (2020) и Анн Л'Юилье (2022). Даже Университет Лунда, с которым связана Л'Юилье, назначил первую женщину-профессора лишь в 1960-х.
В химии из 197 лауреатов только восемь женщин. Здесь история повторяется: Мария Кюри (1911), ее дочь Ирен Жолио-Кюри (1935), Дороти Кроуфут Ходжкин (1964). Затем долгий перерыв до Ады Йонат (2009). Всплеск в последние годы: Фрэнсис Арнольд (2018), Эммануэль Шарпантье и Дженнифер Дудна (2020), Кэролин Бертоцци (2022) – вселяет надежду на изменения.
В медицине ситуация несколько лучше: 13 женщин из 229 лауреатов. Однако и здесь путь к признанию был тернист. От Герти Кори (1947) до Каталин Карико (2022) – история борьбы и преодоления.
Наиболее сбалансированной по гендерному составу остается Нобелевская премия мира (19 женщин из 93 лауреатов). В литературе – 18 женщин из 121. Премия по экономике же демонстрирует крайний дисбаланс: всего три женщины-лауреата против 90 мужчин.
В ближайшие дни будут объявлены лауреаты в области литературы, премии мира и экономики. Остается надеяться, что эти объявления принесут приятные сюрпризы и отразят позитивные сдвиги в борьбе за гендерное равенство в науке и других областях.
Добавить комментарий